Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Америка в унынии

Америка станет сильнее, если научится делать выводы из своих ошибок, а не ругать остальных

Америка в унынии picture
Америка в унынии picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Приступы депрессии случаются не только у отдельных индивидуумов, но и у целых государств. В данный момент приуныли Соединенные Штаты Америки - обыкновенно самая самоуверенная страна в мире. Восемь из десяти американцев считают, что их страна катится прямиком в ад...

From The Economist print edition

Приступы депрессии случаются не только у отдельных индивидуумов, но и у целых государств. В данный момент приуныли Соединенные Штаты Америки - обыкновенно самая самоуверенная страна в мире. Восемь из десяти американцев считают, что их страна катится прямиком в ад. Частично в этом виноват злополучный президент Джордж Буш (George Bush), его рейтинг уже опустился ниже никсоновского минимума. Многих, однако, волнует даже не столько президент-неудачник, сколько общий кризис, охвативший вся страна в целом.

Тоску наводит, например, плачевное состояние, в котором пребывает американская капиталистическая система (см. статью). Авторы так называемого 'Вашингтонского консенсуса' (макроэкономическая теория, выдвинутая в 1989 году и представляющая собой манифест неолиберализма, - прим. пер.) утверждают, что все мировые проблемы решаются открытием рынков и дерегулированием экономики. Однако цены на недвижимость в Америке падают быстрее, чем во времена 'Великой депрессии', нефть дороже, чем в 1970-х, разоряются банки, евро буквально глумится над долларом, беда с выдачей кредитов, над экономикой нависла угроза рецессии и инфляции одновременно, фраза 'потребительская уверенность' превратилась в абсурд, а бельгийцы купили 'Будвайзер' (пиво Америки!).

Причем ладно бы дело было только в спаде - но ведь многие американцы как будто бы и не заметили предшествовавшего ему подъема. За период с 2002 по 2006 год доходы 99 процентов населения росли со скоростью 1 процента в год, а у остальных - на 11 процентов. Таким образом, три четверти выгоды от экономического роста, пришедшегося на годы правления президента Буша, ощутил лишь каждый сотый гражданин США. Страну поразила фрустрация, связанная с экономическим неравенством, а ведь раньше эта проблема считалась бичом Европы. В риторике Барака Обамы (Barack Obama) богатые теперь выступают не в качестве образцов для подражания всем предпринимателям, а в роли 'злодеев на груде сокровищ', которых еще столетие назад осуждал Тедди Рузвельт (Teddy Roosevelt): в то время как им следовало бы открывать тресты, они занимаются уклонением от налогов и вывозом рабочих мест в Мексику. Глобализация в опасности: принципы свободной торговли в США уже находят меньше сторонников, чем в любой другой развитой стране; государство, состоящее из иммигрантов, строит стену, чтобы закрыться от них. Проект по 'строительству нации', кстати говоря, неплохо бы открыть и у нас. Почему это американские школьники читают хуже, чем польские, и по математике успевают хуже, чем литовские?

А в спину дышит пламенный дракон

Пролив море крови и растратив горы золота, Америка не добилась за рубежом ничего. Если мы найдем приличный путь ухода из Ирака, это можно будет считать успехом. Ускользает из рук Афганистан. Америка хотела быть лучом свободы в темном царстве, но свет ее потускнел после тюрем Гуантанамо и Абу-Грейб, после вопиющих нарушений Женевской конвенции, после панической односторонней реакции на события 11 сентября.

Мир стал теперь очень многополярен. Европейцам уже нечего волноваться из-за превосходства Америки. Есть мнение, что французы лучше понимают арабский мир, чем наши неоконсерваторы. Россия, страны Персидского залива и новые азиатские сверхдержавы открыто глумятся над 'Вашингтонским консенсусом'. Китай в последнее время здорово напугал американцев, а ведь еще немного, и он начнет грести медали на Олимпийских играх, отчего американцам, наверное, станет еще страшнее. Ведутся разговоры о подъеме Китая и об относительном упадке Америки, а любимым предметом для арифметических подсчетов стало количество ракет и подводных лодок в его распоряжении, а также время, оставшееся до того момента, когда китайская экономика обгонит американскую. Всего несколько лет назад ни один политик не рискнул бы прикоснуться к книге под заголовком 'Мир после Америки'. Обама же читает последний труд Фарида Закарии (Fareed Zakaria) открыто, не стесняясь.

США не в первый раз попадают в переплет. В 1950-х годах была паника из-за советского спутника, в 70-х - уотергейтский скандал, Вьетнам и нефтяной кризис; в конце 1980-х казалось, что еще немного и японцы скупят на корню всю страну. Но каждый раз США поднимались на ноги: эта страна вообще хорошо умеет оправляться после удара. Американская модель капитализма позволяет компаниям быстро умирать и рождаться; такое же быстрое реагирование свойственно и политической системе. В Европе появление новых политических лидеров - процесс медленный, затрудненный прохождением через все ступени партийной иерархии; в Америке же система 'праймериз' позволяет вдохновенным, но никому не известным людям мгновенно завоевывать место в информационной сфере.

При всем при этом, страны, подобно отдельным людям, во время депрессии могут вести себя непредсказуемо. Если мы так и не сумеем определиться с тем, что в нашем положении можно изменить, а с чем придется смириться, то пострадать могут не только наши союзники и торговые партнеры, но и мы сами.

Во всем виноваты азиаты

Разумеется, перемены необходимы, и необходимы во многом. Так, кризис невыплат по кредитам стал следствием дефектов соответствующего законодательства. Из-за слабости кредитно-денежной политики граждане накопили массу долгов, раздув пузырь цен на недвижимость, который в конечном итоге и лопнул. Из этих ошибок необходимо извлечь уроки, равно как и из плачевной оценки состояния наших систем образования и здравоохранения. Наши школы чрезмерно увлечены объединением в союзы и в значительной степени неподотчетны, им нужно поучиться у наших же университетов, которым из-за их свободной конкуренции завидует весь мир. Здравоохранение тоже надо реформировать, оно уже самое дорогое в мире, а десятки миллионов граждан не могут им воспользоваться.

Немало ошибок допускается и во внешней политике. Война с терроризмом оказалась чем-то вроде попытки прибить гвоздями к стенке кусок желе, а главным центром антиамериканизма в мире на самом деле являются базы Гуантанамо; когда их наконец закроют, это будет настоящий праздник.

Здесь, кстати, уже проявляются выдающиеся способности американцев к пересмотру собственных ценностей. Оба кандидата в президенты - и демократ, и республиканец - уже обещали закрыть тюрьму в Гуантанамо. Даже Буш на исходе своего второго президентского срока начал понимать, насколько ограничены возможности унилатерализма, перестал разбрасываться угрозами в адрес 'оси зла' и перешел к более тесному сотрудничеству с союзными (и не союзными) азиатскими странами по вопросу замирения Северной Кореи. Кроме того, нашим представителям впервые было разрешено вступить в переговоры с Ираном по вопросу его сомнительной ядерной программы (см. статью).

Итак, Америка наконец взялась за исправление своих ошибок, но работы предстоит еще много. Так, придется пересмотреть свое отношение по крайней мере к одному вопросу, а именно - к неизбежному относительному упадку Америки в сравнении с азиатским регионом вообще и особенно с Китаем в частности.

Разрыв в экономическом развитии между США и стремительно растущей Азией снижается, однако волноваться из-за этого не нужно, и тому есть две причины. Во-первых, даже при сохранении нынешних темпов роста Китай обгонит США по объему ВВП только через четверть века, а внутренние трения, вызванные не чем иным, как быстрым экономическим ростом, могут вскоре привести к его прекращению. Во-вторых, даже допуская, что азиатские страны будут и дальше стабильно расти, считать этот процесс бедствием неверно и попросту не по-американски. В экономическом росте, как и в торговле, не бывает однозначного победителя и проигравшего. Чем быстрее будут расти Индия и Китай, тем больше они будут приобретать американских товаров. Более того, их рост в значительной степени объясняется принятием ими американских идеалов. Так что успех этих стран нужно считать не бедой, а достижением, и гордиться им.

К сожалению, не все готовы с этим согласиться. Политики хотят обвинить в проблемах Америки внешнего врага, и они зачастую злоупотребляют обвинениями в адрес некогда бедных, а ныне могущественных стран, что якобы воруют рабочие места у американцев и преступно скупая наши компании. Но если Америка замкнется сама на себе, восстановит внешнеторговые барьеры и прогонит иностранных инвесторов, то экономические проблемы, от которых она страдает, только усугубятся.

У всех случаются напряженные времена. Некоторые учатся на своих ошибках, некоторых собственные ошибки делают сильнее. А некоторые ругаются, лезут в драку и страдают еще больше. Пока что Америке доставало мудрости выбирать первый вариант. Будем надеяться, что достанет и теперь.

__________________________________________________

Не спешите хоронить Америку ("The Wall Street Journal", США)

Тревожиться надо о самой Америке ("The International Herald Tribune", США)

Ослабевшая сверхдержава: как Америка упустила свой шанс ("The Times", Великобритания)

Будущее американского великодержавия ("Foreign Affairs", США)