Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Избиение 'Мечела'

Нападки Владимира Путина на горнодобывающую компанию показывают, что ничего не изменилось

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С тех пор как Дмитрий Медведев стал президентом России, а Владимир Путин взял на себя функции премьер-министра, российские бизнесмены и иностранные инвесторы задаются вопросом, кто же на самом деле главный, и будет ли что-нибудь меняться. Путин посещает заводы и фермы, разговаривает с рабочими и время от времени устраивается разнос то одному, то другому министру. Но он определенно выглядит заскучавшим. Может быть, он теряет хватку? Но в последние дни Путин дал на эти вопросы оглушительный ответ

From The Economist print edition

С тех пор как Дмитрий Медведев стал президентом России, а Владимир Путин взял на себя функции премьер-министра, российские бизнесмены и иностранные инвесторы задаются вопросом, кто же на самом деле главный, и будет ли что-нибудь меняться. Путин посещает заводы и фермы, разговаривает с рабочими и время от времени устраивается разнос то одному, то другому министру. Но он определенно выглядит заскучавшим. Может быть, он теряет хватку? Но в последние дни Путин дал на эти вопросы оглушительный ответ.

Для утверждения своего превосходства Путин избрал мощную сталелитейную компанию 'Мечел', зарегистрированную на Нью-йоркской бирже и оцениваемую рынком в 15,2 миллиарда долларов. 24 июля Путин публично обвинил 'Мечел' и его главного акционера Игоря Зюзина в продаже коксующегося угля за границу по более низким ценам, чем внутри страны, а также в уклонении от уплаты налогов. Его особенно разгневало то, что вызванный на правительственное совещание Зюзин сказался больным. "Конечно, болезнь есть болезнь, но я думаю, что Игорь Владимирович должен как можно быстрее поправиться... Иначе к нему доктора придется послать и зачистить все эти проблемы", - сказал Путин. Он добавил к этому, что, видимо, прокуратуре и антимонопольной службе надо провести расследование.

Медицинская рекомендация Путина немедленно возымела действие. Цена акций 'Мечела' резко упала, понизив уровень капитализации компании примерно на 5 миллиардов долларов, а на российском рынке ценных бумаг произошло резкое понижение. Этот эпизод заставил вспомнить о когда-то самой крупной нефтяной компании России 'ЮКОС', которая была уничтожена огромными исками по налоговой задолженности. Бывший руководитель 'ЮКОСа' Михаил Ходорковский по-прежнему сидит в тюрьме, а его собственность находится сегодня в руках государственной нефтяной компании 'Роснефть', которую возглавляет доверенный помощник Путина Игорь Сечин. Ощущение дежавю было усилено тем, что, видимо, именно Сечин докладывал своему боссу о поведении 'Мечела'.

Похоже, что наступление Путина застало Медведева и его окружение врасплох. Высокопоставленный советник Медведева постарался разрядить обстановку, отметив, что 'Мечел' сотрудничает с проводящей расследование антимонопольной службой, которая действует строго в соответствии с законом. 'Нам надо быть особенно внимательными к нашему рынку, который становится важен для простых людей, вкладывающих свои деньги в акции и облигации', - сказал он.

Но Путин не хотел ничего слышать. Несколько часов спустя он заявил своим министрам перед телекамерами, что 'Мечел' искусственно завышает цены, уклоняется от уплаты налогов и подстегивает инфляцию, нанося ущерб российскому народу. Это вызвало в памяти воспоминания о том, как Сталин разоблачал 'вредителей', а также еще на треть понизило рыночную стоимость компании. На следующий день на одной из шахт 'Мечела' произошел взрыв, в результате которого пострадали 17 человек. Природоохранное агентство тут же начало расследование.

Российские бизнесмены пытаются понять, что же подтолкнуло Путина к таким действиям. В отличие от Ходорковского, владелец 'Мечела' и бывший горняк Зюзин старался быть в стороне от политики и избегал публичности. 'Это говорит о том, что дело 'ЮКОСа' не было уникальным, и что такое может случиться с каждым', - говорит один обозреватель.

Самая популярная на сегодня теория состоит в том, что нападки на 'Мечел' спровоцировал один из его покупателей или конкурентов, пожаловавшийся Сечину, что 'Мечел' злоупотребляет своим монопольным положением в добыче коксующегося угля. Согласно второй теории, 'Мечел' будет передан под контроль государственной корпорации, которой руководит один из бывших коллег Путина по спецслужбам. Заместитель Путина Игорь Шувалов заявил, что 'Мечел' вряд ли постигнет судьба 'ЮКОСа'. Но вместе с тем, он признал, что 'в жизни нельзя исключать никакие возможности'.

История с 'Мечелом' преподнесла нам несколько уроков. Она показала, что дело 'ЮКОСа' может повториться, что институты власти слабы, и что капризы Путина имеют преимущество над правовыми решениями. Она демонстрирует, что Путин чувствует себя непобедимым, и что никто, включая нового президента России, не имеет на него никакого влияния. Она также показывает, что Путин мало заинтересован в создании благоприятного инвестиционного климата.

Этим можно также объяснить то жесткое обхождение, с которым сталкивается в России британский нефтяной гигант British Petroleum. В тот день, когда 'Мечел' подвергся жесткой критике, Россию покинул глава совместного предприятия ВР в этой стране Роберт Дадли (Robert Dudley). Причиной отъезда руководителя 'ТНК-ВР' стала, по его словам, 'неопределенность с моей рабочей визой и постоянные нападки на меня и компанию'. Срок действия его визы истек. А добивавшиеся увольнения Дадли российские акционеры также заявляют, что истек и срок действия его контракта.

Конфликт в 'ТНК-ВР' остается спором между частными акционерами. Кремль в этот спор напрямую не вмешивается, но и не мешает использовать в этой борьбе государственные органы. Он также ничего не предпринимает для защиты инвестиций ВР. 'Действовать осторожно', - таков был совет главы ВР Тони Хейуорда (Tony Hayward) компаниям, думающим об инвестировании средств в России.

Возможно, одна из причин, по которой Кремль столь надменно относится к иностранным инвесторам, заключается в том, что ему не пришлось расплачиваться за уничтожение 'ЮКОСа'. Рост цен на нефть, мощная общемировая тенденция подъема, а также увеличение притока капитала заставили инвесторов быстро забыть об этом деле. ВР сама с радостью принимала участие в первичном предложении акций 'Роснефти', придав тем самым больше легитимности темной и противоречивой сделке по захвату активов 'ЮКОСа'.

Сегодня перспективы менее радужные, утверждает главный экономист компании Goldman Sachs в России Рори Макфаркуар (Rory MacFarquhar). Экономический рост обещает замедление, инфляция обозначается двузначными числами, а объем добычи нефти падает. В прошлом году рост импорта в реальном выражении почти в четыре раза превышал рост экспорта. В этот период у России по-прежнему сохранялось активное сальдо текущего платежного баланса, но если цены на нефть продолжат снижаться, что мы наблюдаем сегодня, то платежный баланс будет выглядеть менее благоприятно, и потребность в иностранных инвестициях станет более настоятельной. И беспокоиться по поводу инвестиционного климата в России должны не только иностранцы, но и сами россияне.

________________________________________

'Молчаливая война' Медведева против консерваторов ("The Financial Times", Великобритания)

Путин знает, что делает ("Christian Science Monitor", США)

Причин не инвестировать средства в России становится все больше ("The Wall Street Journal", США)