From Economist.com
Что касается 'запуска', то в данном случае мы услышали скорее зловещее шипенье, чем оглушительный грохот. На брифинге в Брюсселе 28 июля постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин на большинство вопросов о планах Кремля в сфере европейской безопасности отвечал что-нибудь вроде 'не знаю' или 'поживем-увидим'. Но общие контуры замысла ясны - и вызывают чувство дискомфорта.
Идея, впервые выдвинутая президентом Дмитрием Медведевым, выглядит так: провести в Москве большую международную конференцию, возможно с участием Китая и Индии, для разработки юридически обязывающего соглашения относительно общеевропейской организации безопасности, деятельность которой будет сосредоточиваться на таких острых проблемах, как миграция и терроризм. Ее зона ответственности должна простираться 'от Владивостока до Ванкувера'.
Однако в Европе уже существует структура с аналогичным мандатом: Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Созданная в дни апогея сотрудничества между Востоком и Западом, ОБСЕ представляет собой по сути дискуссионный клуб с некоторыми реально полезными 'встроенными элементами'. В ее состав входят США и Канада, а также все страны 'Европы' (включая пять бывших советских республик, обычно называемых центральноазиатскими). Ее деятельность охватывает широкий спектр вопросов - от свободы печати до контроля над вооружениями. И в последнее время Россия все чаще подвергает ОБСЕ критике - особенно ее орган, занимающийся мониторингом выборов.
Если называть вещи своими именами, то это связано с тем, что Москва сегодня считает: по окончании прежней 'холодной войны' ей навязали невыгодную сделку. ОБСЕ распространяет 'западные принципы', - соблюдение прав человека и свободные выборы - вмешиваясь тем самым в ее дела. Находящийся в той же связке Договор об обычных вооруженных силах в Европе, подписанный в 1990 г., дает Америке слишком большую - а России слишком ограниченную - свободу рук на Континенте. НАТО и ЕС вышли из-под контроля международного права - бомбят Сербию, признают Косово.
Первая цель (о ней, конечно, не говорится вслух) новой российской инициативы, обусловленной, как выражается г-н Медведев, 'реалиями 21 века', судя по всему состоит в том, чтобы ослабить, отодвинуть на вторые роли, или полностью заменить ОБСЕ новой структурой. Россия уже ведет интенсивное политическое и финансовое 'наступление' против ее мониторингового органа (а также блокировала выдачу виз наблюдателям ОБСЕ в ходе двух недавних выборов). Весьма кстати для Москвы в 2010 г. у штурвала Организации встанет ее союзник Казахстан (и, как некоторые считают, посадит ее на мель).
Другой элемент кремлевского плана связан со стремлением, чтобы международное сообщество восприняло всерьез возглавляемые Россией структуры, например Организацию договора о коллективной безопасности, Евразийский экономический союз, Союз России и Беларуси и Содружество независимых государств. Эти институты настолько маловлиятельны и забюрократизированы, что по сравнению с ними даже такая 'хромая утка', как ОБСЕ выглядит значительной организацией. Запад избегает официальных контактов с этими структурами, рассматривая их как простые инструменты великодержавного позерства постсоветской России. План Москвы поставит их на одну доску с ЕС и НАТО.
Третий элемент, возможно, связан с 'финляндизацией' Европы за счет ослабления американского влияния (но, вероятно, не полной его нейтрализации: Россию устраивает определенная роль Америки в Европе на тот случай если Германия 'слишком много возомнит о себе').
Западу, расколотому и отвлеченному другими проблемами как никогда раньше, - при том, что Россия сегодня, напротив, богата и уверена в себе - необходимо выбрать линию поведения. Если он просто проигнорирует план, это будет воспринято как грубость и лицемерие: ведь после нескольких лет несговорчивости и обструкции Россия, по крайней мере, выступает с позитивным предложением.
Суть реакции Запада должна состоять в следующем: безопасность - это не только вопрос юридических соглашений между могущественными державами и блоками, но и вопрос ценностей. Именно благодаря этому прорыву был запущен 'предтеча' ОБСЕ - Хельсинкский процесс, в рамках которого советский блок в обмен на признание нерушимости своих границ согласился с тем, что права человека распространяются и на его территорию. Если Россию сегодня не устраивает концепция общеевропейского пространства политической демократии, законности и соблюдения прав малых государств, это - тревожный признак. Однако он куда красноречивее свидетельствует о том, что с самой этой страной что-то не в порядке, чем о чем-либо еще.
* * *
* 'Финляндизация' - политологический термин, получивший хождение на Западе в 1970-х гг. для обозначения якобы проводившейся Советским Союзом целенаправленной лини на подчинение внешней политики западноевропейских государств своему влиянию, по типу 'особых отношений' между СССР и Финляндией. (Вернуться к тексту статьи)
__________________________________
Концепция новой России ("Час", Латвия)
Марионеточная пресса Путина ("The Washington Post", США)