Во многом успехи экономических и торговых отношений Казахстана с другими странами зависят от удобных и дешевых транспортных путей. В эпоху кризиса и острой нехватки средств на решение внутренних государственных вопросов республики на карту поставлена динамика экономических отношений Казахстана и Ирана, которые могут не достичь планируемых объемов товарооборота из-за недоразвитости транспортной инфраструктуры Казахстана с выходом на Иран.
Именно транспортная тема будет одной из центральных в ходе официального визита президента Исламской Республики Иран Махмуда Ахмадинежада в Казахстан. А глава другой страны Центральной Азии - Туркменистана - уже опередил Казахстан и провел все необходимые переговоры в сфере логистики и доставки грузов в ходе своего визита в Иран в феврале этого года.
Получается, что теперь дело стало за Казахстаном, без которого невозможно функционирование транспортного пути. А ведь 16 октября 2007 года Казахстан, Туркменистан и Иран подписали соглашение о строительстве железнодорожной линии протяженностью 700 километров Узень, западный Казахстан - Горган (Иран), транзитом через Этрек (Туркменистан). Однако, строительство железной дороги в Казахстане может быть задержано более чем, на 18 месяцев по финансовым обстоятельствам.
Транзитные грезы
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своей поездке в ОАЭ в этом году похвалил китайское участие в совместном проекте по строительству транснациональной автомобильной дороги стоимостью 7,5 миллиардов долларов. Он сказал, что Казахстан уже начал строительство своей секции около 3,000 км автомагистрали, которая связывает западный Китай с западной Европой и призвал правительство ОАЭ сконцентрироваться на подобных проектах.
Столкнувшись со всеми трудностями финансового кризиса, правительство Казахстана вынуждено было радикально сократить государственные расходы основных строительных объектов, отдавая приоритет увеличению бюджетных средств на социальные нужды. Однако оно не оставляет амбициозных планов по модернизации инфраструктуры транспорта и коммуникаций, поэтому в перечне приоритетов все-таки значатся расходы на развитие транспортных проектов.
Долгосрочная программа правительства, разработанная Министерством транспорта и коммуникаций, имеет своей главной задачей интеграцию Казахстана в глобальную транспортную систему. Благодаря своему географическому расположению Казахстан получает прибыль с транзита китайского, европейского грузопотоков, а также за партии товаров с Юго-Восточной Азии.
Стратегический план транспортного ведомства на 2009-2011 годы предусматривает участие РК в создании транспортного коридора, связывающего западный Китай с восточной Европой, протяженностью 2,287 км, проходящего через Казахстан. Такие политически важные, но экономически амбициозные проекты несут финансовую нагрузку на экономику Казахстана, которая и без того испытывает проблемы с ликвидными средствами, в то время, когда более 19 миллиардов тенге (126 миллионов долларов) требуются 2009 году только для приведения в порядок дорожной инфраструктуры внутри государства.
Скованные одной цепью
Кажется, что порой транспортная политика Казахстана часто руководствуется политическими посылами в ущерб экономическому здравому смыслу. Китай, как ближайший партнер Казахстана по Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), сильно заинтересован в низко-тарифном маршруте в Европу для транспортировки грузов через Казахстан. Используя казахстанскую железную дорогу в Европу вместо российской ветки Транссибирской магистрали, можно сократить расстояние для китайских грузов на 1,000 км. В прошлом году казахстанское правительство в Астане пообещало Пекину установить гибкие цены за транзит китайских товаров, направляемых в Европу. Астана позиционирует себя как важное транспортное звено между Европой и Китаем и как важного экономического партнера для Запада - один их факторов, используемый для получения председательства страны в ОБСЕ в 2010.
С другой стороны, остающийся верным своей постоянно провозглашаемой мультивекторной внешней политике, Казахстан участвует и в продвигаемых Россией проектах по ЕврАзЭС, а также в Таможенном Союзе с Белоруссией и Россией, хотя тройка таможенного союза никогда не достигала еще адекватного соглашения по унифицированному тарифу.
Тем не менее, Таир Мансуров, бывший посол Казахстана в России и действующий генеральный секретарь ЕврАзЭС считает, что организация разработает свою единую транспортную сеть, центр логистики и инфраструктуру. Он также обнародовал тот факт, что ЕврАзЭС работает над модернизацией программы по четырем транспортным коридорам, включая Евразийское направление из Китая в Европу через Казахстан и Беларусь, а также северо-западный коридор, связывающий Центральную Азию, Россию и Прибалтийские государства, южно-западный маршрут, предоставляющий доступ для центрально-азиатских государств к российским и украинским морским портам и восточный маршрут из Центральной Азии к портам России на Дальнем Востоке и азиатскому-тихоокеанскому региону.
Политика экономическую выгоду не разумеет?
Несмотря на продолжающееся напряжение между Америкой и Ираном, Казахстан смог найти баланс между сторонами и установить торговые отношения с Ираном, рассматриваемого Астаной в качестве экономического партнера и выхода к странам Персидского залива, Турции и Европейского Союза.
В настоящее время Казахстан практически эксклюзивно использует каспийский морской путь, чтобы доставлять около одного миллиона тон нефти в год для иранских портов Нека и Амирабад на условиях обмена. Но ограниченные мощности казахстанского танкерного парка и пропускной способности морского порта Актау, единственного международного порта в стране, (9,3 миллионов тон нефти в год), скорее всего не смогут соответствовать стандартам, если Казахстан увеличит объем экспорта нефти в Иран, как планировалось. Таким образом, Астана обдумывает дополнительные маршруты этого направления.
Железнодорожная линия 700 км, о которой договорились в 2007, с планируемой годовой загруженностью 5 миллионов тон, по первоначальным расчетам должна быть закончена к декабрю 2011.
Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов был гораздо оптимистичнее, утверждая, что дорога будет закончена и запущена уже в 2010. Туркменистан начал строительство своего участка железной дороги на станции Берекет в декабре 2007 года. Однако в январе Министерство Транспорта и Коммуникаций Казахстана подтвердило, что работа по своему участку железной дороги может быть задержана на 18 месяцев из-за проблем с финансированием.
Одной из причин для казахстанской умеренности относительно проекта железной дороги с Ираном могут быть его теплые отношения с Западом в ожидании председательства в ОБСЕ. В то же время Казахстану требуются американская и европейская техническая помощь для того, чтобы обновить свою изношенную транспортную систему. Иран также относится к сближению Казахстана с Западом с большой долей недоверия.
Тем не менее, все набирающая обороты торговля с Китаем, Россией и, не в последнюю очередь, с Ираном остается в центре внимания при планировании транспортной политики Казахстана.