Так считает экс-премьер-министр и один из самых влиятельных и авторитетных деятелей Кыргызстана Амангельды Муралиев
Про Муралиева говорят, что он лучший и самый профессиональный глава кабинета министров в истории независимого Кыргызстана. Муралиев занял этот пост в период кризиса 1998-го года, именно в годы его премьерства в стране начался экономический подъем. Но тогдашний президент Аскар Акаев, испугавшись роста политического авторитета своего подопечного, нашел способ отстранить его от должности.
Потом поступали предложения и от прежней власти, и от нынешней - возглавить разные ведомства. Но он отказывался. Потому что всегда имел свои убеждения, которым никогда не изменяет. Сегодня Муралиев возглавляет общественное движение "Единый Кыргызстан", является одной из самых уважаемых личностей в кругах отечественного и зарубежного истеблишмента. Это его первое развернутое интервью зарубежной прессе за последний год.
О выборах президента и экономическом кризисе
- Как бы вы охарактеризовали ситуацию в стране в канун выборов 23 июля с.г.?
- Наш президент - Курманбек Салиевич Бакиев - фактически объявил выборы досрочно. Это своеобразный опережающий ход, направленный на то, чтобы избраться повторно. Это не ново. Мы помним, что президент Михаил Саакашвили также, после всех митингов и противостояний, объявил на год раньше президентские выборы. Конечно, ситуация в Грузии и в Кыргызстане не во всем похожа, а Саакашвили допустил серьезные, даже роковые для своей страны ошибки, связанные с событиями в Абхазии, войной в Южной Осетии. У нас такого нет. И в этом плане о Курманбеке Бакиеве можно сказать, что он созрел как большой и искусный политик. Он сейчас многое делает, чтобы вполне легитимным путем быть избранным на второй срок. И тут его никто не может обвинять - как это делает киргизская оппозиция, требуя, чтобы он снял свою кандидатуру. Ведь формально глава государства действует в правовом поле, это его конституционное право - выдвигаться на второй срок.
Парадокс, однако, в том, что всем абсолютно ясно, кто выиграет нынешнюю предвыборную гонку. Ведь к услугам действующего главы государства - мощный административный ресурс, финансовый капитал, поддержка Москвы, которая, после пресловутого решения о выводе американской авиабазы из аэропорта Манас, безусловно, усилилась.
Оппоненты Бакиева этого лишены. Предел мечтаний для них, если можно так выразиться - это второе место на выборах главы государства, которое дает определенный шанс или задел на будущее. Ведь вслед за президентскими выборами последуют парламентские, а тот, кто займет второе место, его партия, могут рассчитывать на определенное количество мест в Жогорку Кенеше. Тем более, что нынешний парламент, представленный на 70% пропрезидентской партией "Ак Жол", абсолютно недееспособен. Также, впрочем, как и правительство.
Почему Бакиев так спешит с выборами? Кредит доверия к власти и лично к главе государства убывает со страшной силой. Народ проживает в тяжелейших условиях: нет роста экономики и благосостояния людей, продолжается сокращение рабочих мест, углубляется энергетический кризис.
С другой стороны, активизируется оппозиция. Она является тем барометром, который сигнализирует о недостатках. У оппозиции свои взгляды на государственное устройство: она, например, стремится снизить авторитаризм власти и родово-клановое влияние в управлении государством, которое сейчас сильно, как никогда. Проводя досрочные выборы, президент и его команда преследуют цель устранить возможных конкурентов, которые могли бы набрать вес, если бы выборы проводились в следующем году.
- Международные эксперты говорят о том, что сейчас начинается третья волна финансового кризиса, которая накроет и слаборазвитые страны, в числе которых назван и Кыргызстан. Выходит, что в самое ближайшее время нам будет по-настоящему больно...
- Страна, при тех реляциях и декларациях сверху, что у нас все хорошо, в последние годы находится в стагнации. Уровень жизни, если рассматривать его в сопоставимых ценах, говорить о соотношении доходов и расходов в развитии потребительского рынка, создании рабочих мест - чрезвычайно низкий, о чем свидетельствует и высокий показатель трудовой миграции. Экономика в застое, торговля, как таковая, в принципе себя исчерпала, ибо ограничена покупательная способность населения. А цены при этом прыгают верх.
Энергетика, как одна из фундаментальных основ экономического развития, находится в тяжелейшем положении. Допущено преступно халатное отношение к контролю за накоплением воды в Токтогульском водохранилище и к ее спуску. Тут полностью отсутствует какая-либо государственная политика, да даже элементарная дипломатия по отношению к соседним странам: Казахстану и Узбекистану. Фактически ситуация сложилась так, что вода был спущена в интересах определенных групп. Это, как вы знаете, и вызвало перебои с электроснабжением, поставило под угрозу сельскохозяйственные работы и проч. Я, как человек, который плотно занимался данными проблемами, могу сказать, что в мире сложилась определенная цивилизационная практика совместного водопользования. Да, есть страны, в которых формируются основные запасы воды, а есть те, которые от этого зависят. И даже при разногласиях между ними, всегда сообща вырабатываются оптимальные решения. Во-первых, в сфере понимания данного водного вопроса, во-вторых, формируются совместные финансово-экономические отношения. Ничего подобного нынешнее руководство Кыргызстана не предпринимает. Напомню, что от того, как будет в дальнейшем распространяться вода, зависит во многом ситуация в аграрном секторе Казахстана и Узбекистана, жизнь сельхозпроизводителя.
Раньше данный вопрос не стоял столь остро, а нынче Кыргызстан потерял, я бы сказал, свою стратегию. Поэтому наблюдаются осложнения не только в энергетической сфере, но и в социально-политических взаимоотношениях с соседними государствами.
- На днях премьер-министр Игорь Чудинов с гордостью докладывал о золотодыбывающем руднике "Кумтор" (на него в свое время была сделана ставка - как на базисное предприятие в киргизской экономике - прим. авт.) , - что доля Кыргызстана тут увеличивается с 17 процентов - вдвое. Однако мне лично это напоминает обычный "наезд" государства на иностранного инвестора и партнера...
- Что касается "Кумтора", то для нашей экономики золотодобыча это, так сказать, вечная тема. Все последние годы вокруг владельца - канадской кампании (а сегодня в совладельцах рудника уже ряд зарубежных фирм), не стихают баталии. Потому что нет прозрачности. Почему так легко идут на уступки зарубежные партнеры? Ясно, что ведется элементарный торг. Но пока разные группы и лица торгуются, страна не получает дивидендов.
Это не единичный случай, к сожалению. Возьмите тот же стекольный завод "Интергласс" в Токмоке. Данное градообразующее предприятие было остановлено после развала СССР. Но нашелся германский инвестор, который его заново отстроил, запустил уникальную плавильную печь, продукция завода стала экспортоориентированой, Токмок получил свыше тысячи рабочих мест; 80 процентов городского бюджета составляли отчисления именно с завода. И вдруг я узнаю, что предприятие практически остановлено, а владелец переводит активы. Что это означает? Только одно: инвестор не доверяет нашему правительству. Причем, именно стратегический инвестор, которым является известная немецкая кампания Steinert Industries. Это большая потеря для экономики и большой удар по имиджу государства на международной арене. В стране отсутствует правовая защита инвесторов: законы не работают, зато вовсю процветает телефонное право и коррупция.
Подобных примеров и с другими предприятиями наберется масса. Это ведет страну и ее экономику к коллапсу. И если власть говорит, что в прошлом году темп ее роста составил 107% - то кто же этому поверит? По моим прогнозам, в 2009г. снижение роста экономики может быть не менее 15 процентов.
Россия нам друг, но истина дороже...
- Но как же тогда быть с оптимистическими заявлениями главы государства - после его поездки в Москву и совместной пресс-конференции с президентом Дмитрием Медведевым в начале года, на которой было заявлено о выводе американской авиабазы из Бишкека. Нам обещаны гранты и инвестиции в экономику - 150 миллионов долларов уже поступило. Это как-то поможет преодолению кризиса?
- Безусловно, у России есть стратегический интерес, она стремится восстановить свое традиционное влияние в Центральной Азии, в том числе - через экономические отношения. Да, 150 миллионов - это грант, безвозмездная помощь, так сказать. А вот обещанные 300 миллионов поступят с определенными льготными процентами, на долгосрочных условиях. 1 млрд 700 миллионов долларовых инвестиций в киргизскую энергетику - фактически коммерческий кредит, выданный не менее чем под 11-13 процентов годовых.
Конечно, кредиты России очень важны, также как и списание нашего долга РФ - за счет передачи пакета акций завода "Дастан". Но вместе с тем: чем отличаются те же российские кредиты от, скажем, грантов и кредитов МВФ, Всемирного банка? Тем, что там гранты даются под определенные программы, связанные с реформами в экономике, с необходимостью проводить в ней структурные изменения. А здесь киргизскому правительству придется еще ломать голову: как эффективно использовать финансовые поступления. Но я, например, пока не слышал о каких-либо реформаторских программах. Кроме прочего: кредиты фактически удваивают государственный внешний долг Кыргызстана, который на сегодня составляет 2,2 млрд долларов. Но ведь когда-то придется и возвращать его...
- Если говорить о внешней политике, то нынешнюю власть упрекают в том, что она у нее вообще отсутствует. Точнее, она уложилась в, так сказать, пресловутую пресс-конференцию с Д.Медведевым два с лишним месяца назад, когда Бишкек принял сторону Москвы в вопросе о выводе американской авиабазы.
- Это один из самых острых вопросов нашей внешней политики, про которую я скажу, что, не смотря ни на что, она все-таки есть. На мой взгляд, вопрос о выводе авиабазы отнюдь не закрыт. Хотя формально или на бумаге процедуры выполнены. Конечно, руководство Кыргызстана, приняв такое решение, получило поддержку от России. Но с другой стороны, Бишкек может оказаться заложником своего же аморфного поведения и близорукости. Что я имею в виду? Киргизское руководство постоянно упускает инициативу: неслучайно, международные эксперты в один голос твердят, что вопрос об авиабазе решается не в Бишкеке, а в Москве и Вашингтоне. Мол, как Медведев и Обама договорятся - так и будет... Но при таком отношении авторитет Кыргызстана, как суверенного государства, попросту сходит на "нет". Именно поэтому нам теперь, выражаясь образно, надо не потеряться между ног железных канцлеров. Ибо все-таки Кыргызстан - суверенная страна, которая должна найти свое лицо и свое место в современном миропорядке. Находят же его другие государства. К тому же речь идет и о надежности Кыргызстана как партнера России, союзника по ОДКБ.
- Как бы вы охарактеризовали нынешние отношения Кыргызстана с Узбекистаном и Казахстаном? На мой взгляд, тут явно повеяло холодком...
- Это правильные ощущения. Сегодня, если взять Узбекистан, то он фактически прикрыл для нас свой рынок. Ташкент ввел серьезные акцизные ставки почти на 100 видов киргизстанской продукции, которая ввозятся в эту страну. А есть еще сложные приграничные вопросы: на юге, как вы знаете, есть смешанные семьи, граница очень протяженная, поэтому введение упрощенных видов торговли для Кыргызстана - важнейший вопрос. Ведь рынок Узбекистана очень емкий. А инвестиции соседей можно было с выгодой для обоих государств привлекать в наши южные области - Ошскую, Джалал-Абадскую, Баткенскую. Они ощутимо активизировали бы киргизскую экономику. Ничего этого нет. Зато налицо массовая миграция населения из южных областей - в Бишкек, Чуйскую долину, на побережье Иссык-Куля.
- Доля казахских инвестиций в киргизскую экономику составляет свыше 50 процентов. Я помню, как два года назад президент Нурсултан Назарбаев во время официального визита в Бишкек дал понять, что к нам могут пойти и многомиллиардные инвестиции из его страны. Но сегодня как-то все затухает и, судя по всему, не только мировой финансовый кризис тому причиной.
- Казахстан и его высшее руководство всегда проявляли особые симпатии к киргизстанцам. Наши народы близки друг другу исторически, в социально-культурном и языковом плане. Казахи активно развивали здесь банковский сектор, много инвестировали в строительство пансионатов на курортном побережье Иссык-Куля, вкладывались в различные производства, золотодобывающую отрасль. Были серьезные намерения инвестировать средства в энергетику - строительство ГЭС "Камбарата-1" и "Камбарата-2".
А сегодня отношения совсем не простые... Причина тому - бессистемность нашей политики в отношении Казахстана. Можно сказать, что официальный Бишкек является заложником старых стереотипов, когда все решалось в Кремле. Конечно, Россия является стратегическим партнером Кыргызстана. Безусловно, в то время, когда идет борьба за влияние в различных сферах, в разных регионах мира, мы должны поддерживать своего традиционного союзника и друга. Но киргизскому руководству при этом необходимо грамотно сбалансировать собственные интересы и интересы наших соседей, других партнеров по СНГ. Нельзя забывать и про другого большого соседа - Китай. Мы вместе должны создавать такие проекты, опираясь на наш природный водно-энергетический базис, которые бы стимулировали развитие киргизской экономики в долгосрочной перспективе. Нужны новые формы сотрудничества и новые решения.
Кто на новенького?
- Однако в финале разговора - без главной темы внутриполитической жизни не обойтись. В управлении страной - явный дефицит профессионалов и продвинутых деятелей. А вы лично, Амангельды Мурсадыкович, не собираетесь выдвигать свою кандидатуру на пост президента?
- В общественном движении "Единый Кыргызстан", которое я сейчас возглавляю, идут активные дискуссии по поводу выборов главы государства. У нас много интеллектуалов, опытных политиков: не обязательно, чтобы именно я выдвигался. Время еще есть, и есть много достойных личностей. Многие прогрессивные люди едины в том, что в Кыргызстане государственная политика должна, наконец, измениться к лучшему. Конечно, мы отдаем себе отчет в том, что выборы предрешены, бороться за первое место - бесполезно. Это уже аксиома. Но встает вопрос о том: а что будет дальше - после того, как Курманбек Бакиев повторно сядет в президентское кресло? По самым оптимистическим прогнозам и - по разным причинам - он может продержаться на своем посту два-три года, не больше. И у него, как главы государства, именно в этот период будет уникальный, не побоюсь этого слова - исторический! - шанс показать себя в качестве реформатора. И передать руль управления более прогрессивному деятелю, как в свое время это сделал Б.Н.Ельцин. Другое дело, воспользуется ли глава государства данным шансом? Ведь есть большая вероятность того, что К.Бакиев может и хочет передать власть по наследству одному из своих братьев. И тогда развитие Кыргызстана, как пока еще демократического государства, повернется вспять.
Но мы должны двигаться вперед, и каждый из ныне здравствующих деятелей ответствен за это, за будущее своего государства и народа. Я хочу сказать, что до 18 июня - времени официального старта предвыборной гонки, время еще есть. И решение будет принято.