Военные руководители США и Пакистана расходятся в своем понимании и восприятии угроз. Первые называют Пакистан центром терроризма и утверждают, что война с террором в этой стране - пакистанская, а не американская война. Последние, напротив, считают, что таким центром является Афганистан, ситуацию в котором взорвали Соединенные Штаты и Индия, а последствия этого взрыва перелились через край в Пакистан. Пакистанское военное руководство утверждает, что вторжение и оккупация Афганистана войсками США, которые вынудили армию Пакистана присоединиться к американской войне с террором, привели к тому, что боевики активизировали свои действия и в этой стране.
Если Пакистан стремится к поиску политического решения через диалог, то Соединенные Штаты настаивают на дальнейшем применении политики силы с особым вниманием к пакистано-афганской границе, что будет иметь опасные последствия для безопасности Пакистана. По прошествии семи лет американцы наконец-то поняли, что одной только военной силой разгромить терроризм невозможно, и что для достижения плодотворных результатов военные действия должны сопровождаться действиями по социально-экономическому подъему страны. Соединенные Штаты протянули оливковую ветвь мира умеренным талибам в Афганистане, а также начали уговаривать Иран и Россию содействовать достижению американских целей. Но Вашингтон не хочет, чтобы Пакистан имел хоть какие-то связи с боевиками на собственной территории, и настаивает на том, чтобы Исламабад использовал все имеющиеся у него военные силы и средства для их уничтожения.
Хотя американские руководители утверждают, что Соединенные Штаты и Пакистан действуют сообща для достижения общей цели, Исламабад не был включен в состав той команды, которая формировала новый политический курс в отношении Афганистана и Пакистана. Напротив, главный вклад в определение этого курса внесли Индия и американо-еврейское лобби, и этот курс губителен для Пакистана. Когда Майк Маллен (Mike Mullen) и Холбрук в апреле посетили с визитом Исламабад, генерал Каяни (начальник генерального штаба ВС Пакистана - прим. перев.) напрямик сообщил этим бесцеремонным визитерам, что новая американская политика была сформулирована без участия Пакистана, а это является признаком недоверия. Он заявил, что односторонняя политика, наносящая вред интересам Пакистана, неприемлема. Запуск беспилотных летательных аппаратов, ничем не подтвержденные обвинения в адрес Межведомственного разведывательного управления Пакистана (ISI) и подрывная деятельность индийской внешней разведки - все это стало настоящим камнем преткновения. В связи с этим было четко заявлено, что данные проблемы должны решаться по взаимной договоренности в целях создания благоприятной общей атмосферы для налаживания значимого сотрудничества. Предложение о совместных операциях пакистанских и американских войск в районе проживания племен на севере Пакистана было отвергнуто. Исламабад постоянно обвиняют в мнимых связях армии и разведки с движением "Талибан" и "Аль-Каидой", и в самой грубой форме требуют от него порвать с этими организациями. Несмотря на наши мольбы, нам решительно заявляют, что атаки беспилотников будут продолжаться, а совместных военных операций США и Пакистана на севере не будет. Соединенные Штаты выражают глубокую озабоченность по поводу безопасности и проблем государственного управления, и подчеркивают, что "Аль-Каида" и "Талибан" представляют серьезнейшую угрозу для Пакистана, Афганистана и США. Пакистан предупреждают, что американская помощь будет увязываться с конкретными действиями Исламабада в поддержку войны с террором. В адрес правительства, армии и разведки звучат насмешки и колкости. Нас предостерегают, что единственный путь для выживания Пакистана в качестве независимого государства - это полное подчинение диктату США и выполнение указаний Вашингтона. Они хотят, чтобы Пакистан всей мощью своей государственной машины обрушился на религиозных экстремистов, которые, по их мнению, являются главной причиной всех болезней и невзгод пакистанского общества.
Соединенные Штаты ежемесячно тратят на Ирак по 12 миллиардов долларов. На сегодня на эту страну израсходовано более 800 миллиардов долларов. Афганистан получает американскую и западную помощь в гораздо больших объемах, чем когда-либо прежде. Сейчас США планируют потратить 17 миллиардов долларов на модернизацию и совершенствование афганской армии и полиции. С этих стран никогда не требовали отчета за предоставленную помощь. Пакистан после 2002 года за первые пять лет правления администрации Буша получил всего 10 миллиардов долларов. А на американскую войну с террором он потратил 34 миллиарда. При этом основная часть переданных средств не являлась безвозмездной помощью - это была плата за услуги, оказанные силам США-НАТО. Теперь Пакистану на следующие пять лет обещают 7,5 миллиарда долларов, но при этом выдвигаются очень жесткие условия. Такая помощь, сопровождающаяся выдвижением условий, сама по себе унизительна. Это выглядит так, будто вас угощают молоком с козьим пометом. Эта помощь никоим образом не поможет устранить недоверие к США, которые Пакистан считает ненадежным и не достойным доверия союзником. Начиная с 2006 года, Пакистан получает постоянные тычки и уколы с напоминаниями о том, что он должен сделать гораздо больше. Районы проживания племен на севере страны составляют 3 процента пакистанской территории, а южный Афганистан, являющийся оплотом для афганских талибов, это две трети площади страны. Пакистан держит в зоне племенного проживания 120000 войск, а вдоль афгано-пакистанской границы он установил 950 блок-постов. Исламабад предпринимает дальнейшие усилия по укреплению там своего военного контроля. В долине реки Сват он сосредоточил около 20000 военнослужащих и направляет туда дополнительные войска. На противоположной стороне в южном и восточном Афганистане численность войск составляет около 48000 человек, но коалиционная группировка создала всего 120 блок-постов. Потери пакистанской армии и пограничных войск составили 2100 человек убитыми, а общие потери США-НАТО в Афганистане не превышают 1100 человек. Талибы контролируют 72 процента афганской территории. И в то же время, у США хватает наглости требовать от Пакистана большего, а также обвинять его в недобросовестных намерениях.
Соединенные Штаты хотят запугать и унизить Пакистан и его главные институты, а также предоставлять ему помощь на определенных условиях. И в то же время они ожидают от Исламабада беспрекословного послушания и полноценной поддержки. Поистине неисповедимы пути забияк, опьяненных собственной силой и властью, и страдающих от мании величия. Если генерал армии Каяни и генерал-лейтенант Паша (начальник межведомственной разведки Пакистана - прим. перев.) могут смотреть американцам прямо в глаза и проводить красную предупредительную линию, то почему президенту Зардари и его команде не хватает храбрости, чтобы поставить зарвавшегося хулигана на место? Почему они так напуганы, а 170 миллионов пакистанцев нет? Это трагедия, когда пастухом 170 миллионов отважных львов выступает блеющая овца. Возникает постоянно усиливающееся подозрение в том, что пакистанские талибы, подобно мифической "Аль-Каиде", это тоже творение США, которые пытаются создать идеологический раскол внутри пакистанского общества и опорочить ислам. Финансируемые американцами талибы осуществляют теракты силами смертников, уничтожают школы, похищают людей с целью выкупа, убивают известных людей и религиозных деятелей, разрушают святыни, взрывают мечети и места поклонения святым, а также помогают исламистам вести борьбу с силами безопасности. Они полностью сосредоточились на Пакистане и не играют никакой роли в борьбе с оккупационными силами в Афганистане. Эти элементы хорошо обучены военному искусству и подрывной деятельности, они прекрасно финансируются и оснащаются. 10 процентов тех денег, что поступают от торговли наркотиками в Афганистане, идут на поддержку терроризма в Пакистане. ЦРУ регулярно переправляет переработанный и очищенный героин на европейские рынки, зарабатывая на этом по 10 миллиардов долларов в год. Деньги от продажи наркотиков также помогают США продолжать свою войну с террором в Афганистане. Те средства, которые выручают боевики благодаря выкупам, нападениям на банки и грабежам, это еще один источник выплаты денежного довольствия рекрутам в сумме 200 долларов в месяц. Люди, организующие встречи таких новобранцев с вербовщиками, получают от 300 до 500 долларов. Террористы-смертники получают очень крупные вознаграждения, а за каждое успешно выполненное задание полагаются дополнительные премии. В связи со страшной бедностью, царящей в районах проживания племен, в долине Свата и в прилегающих областях, а также из-за невозможности найти работу молодежь в большом количестве идет в отряды талибов и в Tehreek-e-Nafaz-e-Shariat-e-Mohammadi (TNSM - запрещенная в Пакистане вооруженная группировка, провозгласившая своей целью введение законов шариата в стране - прим. перев.). Южный Пенджаб также стал благодатным краем для вербовки боевиков в связи с крайней бедностью его жителей.
Мирная договоренность по Свату и введение законов шариата в этих районах вызвали испуг и оцепенение у США и их партнеров. Возвращение Свата и Баджаура к мирной и спокойной жизни оказало бы стабилизирующее воздействие и на соседние регионы, а это противоречит кровавому плану, который вступил в завершающий этап. Во время индо-пакистанской военной конфронтации в декабре прошлого года ее организаторы и вдохновители испытали разочарование, когда обнаружили, что армия сохранила свой стратегический баланс и оказалась в состоянии отразить все авантюрные военные происки Индии. Возвращение Свата и племенных районов к нормальной жизни могло еще больше укрепить и усилить ответные действия армии, и поэтому такое развитие событий надо было предотвратить во что бы то ни стало. Необходимо было предпринять дополнительные шаги, дабы создать дисбаланс в расстановке сил для следующего раунда. Следуя такой логике, Соединенные Штаты, похоже, достигли своих целей, вынудив армию Пакистана задействовать стратегические резервы для усиления группировки в Свате и районах проживания племен. Остается только ждать, чтобы увидеть, насколько быстро армия сможет восстановить нормальную ситуацию и вывести войска из горячих точек, дабы вернуть стратегическое равновесие.
Автор статьи - аналитик по военным и политическим вопросам, проживающий в г. Равалпинди.
__________________________________________________________
Южная Азия на пороге ядерной войны ("Pakistan Daily", Пакистан)
Ключ к стабилизации Афганистана - Пакистан ("Voice of America News", США)
В Пакистане недоверие к Западу сильнее страха перед талибами ("The Times", Великобритания)