За последние годы наблюдатели привыкли ждать очередного саммита 'ЕС-Россия' (они случаются дважды в год, по одному разу на каждый председательский срок) с чувством болезненной тревоги. В каждом из недавних таких саммитов было что-то особенно острое. В мае 2007 года (тогда страной-председателем ЕС была Германия) Ангела Меркель (Angela Merkel) заняла принципиальную позицию по вопросу демократичности и поставила Путина на место. Спустя пару дней после этого саммита португальский премьер (и будущий председатель ЕС) Жозе Сократеш (Jose Socrates) удостоился в Москве приема по наивысшему стандарту - Кремль закрыли для посетителей, так что Жозе Сократеш смог устроить себе пробежку посреди святая святых российского государства. После этого многие ожидали, что на следующем саммите (уже при председательстве Португалии) принципиальная позиция по отношению к России, занятая Меркель, смягчится. Далее, в июне 2008 года состоялся первый саммит после избрания президентом России Медведева, и тогда многие надеялись на начало постпутинской эры, а при председательстве Франции в ноябре 2008 года состоялся первый саммит после российско-грузинской войны. Тем не менее, с намеченным на 21-22 мая саммитом в Хабаровске никаких острых ощущений не связано. Судя по всему, мероприятие пройдет очень тихо. Нет ни болезненно-тревожных ожиданий, ни шумихи в СМИ, никто не нервничает и никто ни на что не надеется. Почему же так?
Во-первых, ЕС принимает Россию такой, какая она есть. Политическое руководство России консолидировалось. Надежд на перемены в обозримом будущем нет никаких. Ни у кого нет ни желания, ни надежды изменить Россию. ЕС смирился с тем, что трансформация России должна быть делом рук самой России, и не испытывает желания выражать озабоченность в связи с событиями в этой стране (которые, кстати, заметно поутихли с тех пор, как Чечню вроде как замирили, а 'Другая Россия' перестала проводить свои акции протеста). Германия надеется преобразовать Россию не путем дипломатии, а 'привязкой' и модернизацией, в то время как прочие страны либо хотят вести бизнес, либо демотивированы.
Второе, разногласия по вопросам энергетики фактически выведены из повестки дня. Россия постаралась вывести все переговоры по трубопроводам Nord Stream и South Stream с Германией, Италией, Болгарией, Австрией, Венгрией и пр. исключительно на двусторонний уровень, совершенно не желая, чтобы институты ЕС вмешивались в процесс заключения этих удобных сделок. Единственное, чем ЕС интересует Россию в сфере энергетики, - это тем, чтобы он не настаивал на своих предложениях либерализировать рынки энергоносителей. Берлускони (Berlusconi) и Пырванов - куда как более удобные партнеры по переговорному процессу, чем Баррозу (Barroso) или Солана (Solana). Да и сам Евросоюз, можно сказать, снял с повестки дня вопрос энергетики. Одни страны уже заключили с Россией двусторонние сделки, другие требуют строительства трубопровода Nabucco. Еврокомиссия и некоторые страны-члены ЕС также требуют либерализации рынка энергоносителей. Итак, покуда каждая сторона пытается решить собственные проблемы через отдельные каналы, саммиты 'ЕС-Россия' из деловых встреч превращаются в простые встречи для обмена мнениями. Впрочем, в скором времени шведское правительство должно вынести вердикт касательно проекта Nord Stream; вероятнее всего, это случится уже в период председательства Швеции в ЕС. Что ж, если шведы скажут nej (то есть 'нет' - прим. пер.) очередной саммит на их территории будет очень, очень острым.
И третье. В последнее время ни из России, ни из стран Евросоюза громких сообщений не поступает. Частично это объясняется стилем Медведева (пока что он не высказывался о своих планах 'повесить за яйца' президента постсоветской республики и не предлагал европейским журналистам сделать обрезание, как Путин на аналогичном саммите в Дании в 2002 году), частично - сменой отношения к России в таких странах, как, например, Польша, Эстония и Литва, а частично - экономическим кризисом, из-за которого Россия стала вести себе чуть-чуть менее грубо (хотя в целом ее внешняя политика изменений не претерпела). Как бы то ни было, громких споров между странами ЕС и Россией стало меньше.
Нынешнее относительное затишье в отношениях ЕС с Россией не говорит о том, что качество партнерских отношений повысилось. Список разногласий по-прежнему немал. Просто некоторые из этих разногласий носят технический характер, а некоторые попросту неразрешимы (подобно конфликтам вокруг Грузии). Надежды на лучшее строятся в основном вокруг того, чтобы часть из этих вопросов отложить до начала переговоров по новому европейско-российскому соглашению, а часть - до переговоров о новой системе безопасности в Европе. Никто не желает делать эти вопросы центром повестки дня на текущем саммите. Возможно, тишина говорит о взаимном разочаровании сторон, но в то же время и о том, что новый период трений между ЕС и Россией будет скорее отмечен не тем, что собой представляет Россия, а событиями вокруг ее границ.
Причина недавних трений между ЕС и Россией, причем как скрытых, так и явных, коренилась в кризисных ситуациях в сопредельных с Россией странах: война в Грузии августа 2008 года, украинско-российский газовый спор января 2009 года, давление на Белоруссию со стороны Евросоюза с целью не позволить ей признать независимость Абхазии и Южной Осетии, наконец, кризис после апрельских выборов в Молдавии. С другой стороны, обсуждать в целом нечего, ибо как Россия, так и Евросоюз занимаются решением своих проблем, а друг с другом на эту тему особенно не общаются.
В любом случае проблемы сами себя не решат. Возможно, мы станем свидетелями следующей ситуации: ЕС и Россия займут разумные партнерские позиции по таким глобальным вопросам, как Иран, Ближний Восток, Афганистан, разоружение и энергетика, но будут все более и более жестко противостоять друг другу в сопредельных странах. Качество работы с подобным противостоянием оставляет желать лучшего, но дело в том, что нелегко совместить представление ЕС о необходимости превратить сопредельные страны в свое подобие с представлением России об этих краях как о своей сфере влияния.
__________________________________________________________
Дальневосточный саммит Россия-ЕС: на повестке дня - акклиматизация ("The Financial Times", Великобритания)
Европа не ждет многого от саммита в России ("EUobserver.com", Бельгия)