Интервью лидера Либеральной партии Азербайджана Лалы Шовкет Гаджиевой азербайджанской редакции радио 'Свобода'.
- Приближаются муниципальные и парламентские выборы. Как по-вашему, они смогут изменить политическую ситуацию в стране?
-Безусловно, эти муниципальные и парламентские выборы приведут к активизации избирателей. У оппозиции будет возможность напрямую контактировать с народом. Однако для того, чтобы выборы прошли прозрачно и демократично, власти нужно проявить достаточную волю. У современности свои требования. И если сегодня Азербайджан хочет стать частью этой современности, он должен выполнять эти требования. Первым требованием является демократия. И эти выборы станут испытанием, через которое, в первую очередь, должна пройти власть. Власть должна сама себе ответить: идти в сторону диктатуры и загнать страну в тупик, или же превратить ее в страну, отвечающую современным требованиям?
- Вы считает, что на этот вопрос не дан ответ? Увеличен срок полномочий президента, омбудсмена. Теперь это же ожидается в связи с прокурором.
- Это так и должно было быть. Теперь пожизненными захотят стать депутаты, главы администраций в регионах. Верхний эшелон власти должен быть эталоном для народа. Снизу смотрят: если верхи воруют, воруют и низы. Они же видят, что верхи объявляют себя пожизненными, и, естественно, хотят того же. Это закон жизни и он работал всегда. Есть такая легенда: эмир Тимур со своей армией проезжал мимо сада, где росли яблоки. Глянув на прекрасный сад, он попросил визиря принести ему яблоко. На что визирь отвечает: да будет славен мой эмир, но я не могу этого сделать. Тимур рассердился и потребовал объяснений. Визирь, не смутившись, отвечает: за тобой идет стотысячная армия и, если я это сделаю, от сада ничего не останется. Это очень мудрые слова. На самом деле сегодня Азербайджан представляет собой карикатуру. Тогда как раньше на Азербайджан смотрели как на Россию. Теперь это сплошная карикатура.
- Однако многие при этом считают власть очень сильной.
- Нет, она не сильна. Ее сила только в полиции и армии. Не может быть сильной власти, которая опирается только на эти две структуры. Сильная власть дает народу возможность решать свою судьбу, вступает в диалог с оппозицией. Теперь же политическая деятельность, массовые акции, фактически запрещены:
- Вы говорите, что политическая деятельность запрещена. А теперь некоторые чиновники хотят регулировать и Интернет. Что последует дальше?
- Это уже переход на тоталитарный режим. При авторитарном режиме на политическую деятельность накладываются ограничения. При тоталитарном же режиме запрет начинает накладываться на сознание, образ жизни людей. Ограничения на Интернет, снос мечетей - это специфика тоталитаризма. Заведение Азербайджана в тупик на европейском пространстве может привести к трагическим результатам.
- Как вы оцениваете внутривластные процессы? В прессе проскальзывают мысли, что идет подпольная война за кресло премьер-министра.
- Внутри власти нет монолитного единства. Монолитная команда может быть только из идейных людей. А здесь, в этой команде, каждый печется о своем благосостоянии. В этом случае говорить о единстве не следует.
- А как обстоят дела в оппозиции? Некоторые лидеры оппозиционных партий уже заявляют, что главной целью не является приход к власти. Можно ли это расценить как потерю веры в свои силы?
- Да, это проявление пессимизма. Но я с этим не согласна. Хотя я понимаю эти высказывания. Но мы должны активизировать народ, восстановить в нем веру в демократические перемены. Все зависит от энергии народа. Если мы сможем этого добиться, ситуацию можно изменить.
Перевод: Али Сеидов
____________________
Политическое устройство "15 республик свободных" ("Delfi", Литва)
Танки против весны ("Эхо", Азербайджан)