Благодаря последним выборам в Европарламент в Европейском Союзе теперь до власти дорвались 'пираты'. Правда, вовсе не те, что в Сомали. Оружия у них нет, на корабли не нападают, банановым самогоном не упиваются, а делают доброе и полезное для всего Интернет-пролетариата дело.
Они борются с монополизацией Интернета, а также с попытками таких организаций, как Международная организация фонографической индустрии (IFPI) полностью подчинить Интернет-пространство законам рынка. Главная цель членов партии - изменить закон о копирайте, а также защитить право пользователей на приватную передачу информации в Интернете.
Примером такой приватной передачи является загрузка информации по протоколу BitTorrent с многочисленных торрент-трекеров, на которых пользователи обмениваются файлами непосредственно друг с другом - так называемый принцип 'peer-to-peer' (Р2Р).
Кто они такие?
Все началось в январе 2006 года с кампании по сбору подписей, необходимых для участия в выборах в шведский парламент. Программист Рикард Фальквинге, некоторое время проработавший в компании 'Microsoft', но примкнувший к нарастающей в начале века волне антикопирайта, решил действовать через Интернет. Он создал сайт и собрал нужное количество подписей в рекордно короткий срок - всего за двадцать четыре часа.
Чем привлекла шведов Партия пиратов? В программе партии указано, что главной ее целью является 'фундаментальная реформа закона об авторских правах, упразднение патентной системы и соблюдение права на неприкосновенность частной жизни'. Реализация этой цели связана с решением трех конкретных задач. Во-первых, это восстановление баланса в законодательстве об авторских правах.
Во-вторых, борьба за то, чтобы некоммерческое копирование внутри Интернета было свободным ('обмен файлами и Р2Р-сети должны поощряться, а не признаваться вне закона'). И в-третьих, установление срока монополии владельцев авторских прав на коммерческую эксплуатацию художественного произведения в размере пяти лет.
Для решения этих задач и была создана партия, поставившая своей целью борьбу с теми, кто стремится контролировать обмен файлами в сети не только в Швеции, но и во всей Европе. Лидером партии стал Рикард Фальквинге, а сама она быстро стала известной в Швеции.
Сага о пиратах
После регистрации Партия пиратов приступила к борьбе за места в шведском парламенте. Стоит отметить, что, с точки зрения пиара, создание Партии пиратов было одним из самых удачных политических проектов за последнее время. Только в Швеции насчитывается около миллиона пользователей Интернета, которые активно обмениваются файлами. Все они были готовы проголосовать за 'пиратов'. Кроме того, 31 мая шведская полиция приостановила работу одного из самых популярных в мире торрент-трекеров 'The Pirate Bay' (Пиратская бухта). Против его владельцев, а также против бизнесмена, предоставившего сервер для работы сайта, было возбуждено уголовное дело.
Партия пиратов отреагировала незамедлительно, собрав 3 июня 2006 года митинг в Стокгольме. К ней присоединились другие политические объединения - Молодые шведские либералы, Молодые шведские социалисты и Молодые шведские зеленые. Правда, на парламентских выборах 2006 года партия набрала всего 0,63 % голосов избирателей (при проходном минимуме 4%) и не прошла в парламент. Тем не менее, стоит ожидать, что на выборах в 2010 году 'пираты' получат большую поддержку. Достаточно вспомнить хотя бы тот резонанс, который создал в Скандинавии процесс против владельцев 'The Pirate Bay', безусловно сыгравший на руку Партии пиратов.
Суд над 'Пиратской бухтой'
Обвинение против 'The Pirate Bay' было выдвинуто Международной федерацией фонографической индустрии. В деле фигурировали четыре гражданских лица: владельцы 'бухты' Пер Варг, известный как anakata, Фредерик Нейи, известный как TiAMO, Петер Сунде, известный как brokep, а также Карл Лундстрем - шведский бизнесмен, продавший сервер для работы сайта. Суть обвинения заключалась в нарушении авторских прав владельцев аудио- и видеопродукции. Всего федерация зафиксировала 34 нарушения. При этом обвинение выдвигалось в связи с нарушением авторских прав в отношении 21 музыкального файла, 9 видеофайлов и 4 компьютерных игр.
В общей сложности, урон, нанесенный 'бухтой', оценивался в 117 млн. крон (около $ 13 млн.). Суд продолжался пять дней и сопровождался акциями протеста сторонников антикопирайтного движения. Решением суда все четверо были признаны виновными и приговорены к году лишения свободы и выплате компенсации в размере 30 млн. крон (около $ 3,5 млн.). Стокгольмская 'бухта' была закрыта, но сайт быстро перекочевал на сингапурский сервер, где и продолжил свою работу.
Однако самый интересный момент во всей этой истории - реакция общественности на данный процесс. Кроме того, что в Стокгольме прошли массовые акции протеста против обвинителей, а хакеры взломали сайты всех компаний, выступивших с обвинением против владельцев 'бухты', один из норвежских политиков, представитель социалистической партии 'Красные' Эллин Фольде Рутлер, заявил: 'Если парни, связанные с 'The Pirate Bay', совершили преступление, то тогда и большинство норвежцев также могут быть названы преступниками'. Все это привело к тому, что появился сайт Trial.Thepiratebay.Org, специально посвященный защите создателей 'The Pirate Bay' и нападкам на тех, кто обвинил владельцев 'бухты'. Значительную роль в поддержке 'пиратской бухты' сыграла и Партия пиратов, получившая новых сторонников.
Европарламент! - На абордаж!
На сегодняшний день Партия пиратов насчитывает 43 000 членов и имеет ряд представительств по всему миру. Официально она зарегистрирована в Швеции, Германии, Польше, Австрии, Франции и Испании и на данный момент пытается зарегистрироваться в США, Германии, Дании, Аргентине, Чили, Австралии, Нидерландах, Португалии, Чехии и Великобритании.
Такая популярность партии и позволила 'пиратам' принять активное участие в выборах в Европарламент. Еще до начала выборов они могли рассчитывать на 5,1 % голосов, что делало партию третьей по популярности в Швеции. В результате выборов, прошедших 4 июня, Партия пиратов набрала 7,13 % голосов и получила возможность быть представленной в Европарламенте двумя своими кандидатами. Правда, учитывая, что общее количество представителей Швеции в Европейском парламенте зависит от ратификации Лиссабонского договора, пока можно говорить о том, что Партия пиратов будет иметь одного представителя - Ларса Энгстрема. Если Лиссабонский договор все-таки будет ратифицирован, то вторым представителем этой партии в Европарламенте будет Амелия Андерсдоттер, которая может стать одним из самых молодых европарламентариев (30 августа ей исполнится 22 года).
История Партии пиратов убеждает в том, что Интернет сегодня - это не просто потоки информации, но настоящее политическое пространство, а Интернет-пользователи могут консолидироваться и бороться за свои права. Если Партии пиратов удалось собрать более двух тысяч подписей за 24 часа, то можно предположить, что в будущем партии будут создаваться именно в Сети. Объединенные общей проблемой - например, проблемой защиты приватности при передаче файлов - Интернет-пользователи могут создавать политические движения, устраивать не только сетевые демонстрации, но и выходить на реальные митинги, а также на равных участвовать в борьбе за места в парламентах. В свете грядущих президентских выборов Беларуси есть чему поучиться у Швеции.
________________
Евровыборы: победил enfant terrible ("Delfi", Эстония)
На выборах в Европарламент победила партия центра ("Deutsche Welle", Германия)