После пятидневного конфликта, который разразился в августе 2008 года и в котором Россия с легкостью победила, в отколовшихся от Грузии провинциях Абхазия и Южная Осетия появилось серьезное военное присутствие России, которая также признала их независимыми государствами (в Южной Осетии в июне даже прошли 'незаконные' выборы). Спустя десять месяцев, 27 июня, на острове Корфу состоялась конференция, по итогам которой НАТО и Россия официально восстановили отношения, охладившиеся из-за войны: обе стороны 'нуждаются' друг в друге. Стороны согласились, что не согласны в одном: в отношении к Грузии Михаила Саакашвили, получившей независимость от России в 1991 году.
Приезд Темура Якобашвили в Париж совпал по времени с окончанием работы наблюдательной миссии ОБСЕ в Грузии с точностью до дня. Теперь в Грузии осталась всего одна наблюдательная группа от Европейского союза численностью в двести человек. Прошел почти год с тех пор, как Франция в роли страны-главы Евросоюза попыталась выступить посредником в заключении договора о прекращении огня, условий которого Россия не выполнила до сих пор. Следующая страна, возглавившая Евросоюз после Франции (Чехия), еще больше приблизила Грузию к альянсу через посредство программы 'Восточное партнерство', начатой в мае. В январе была подписана совместная американо-грузинская хартия о стратегическом партнерстве. Однако в период с 30 июня по 6 июля, то есть как раз тогда, когда президент США Барак Обама (Barack Obama) встречается со своим российским коллегой, группировка российских войск численностью восемь тысяч человек проводит 'военные учения' на грузинской границе.
Сорок два года - по меркам грузинского правительства это много
Якобашвили считает, что визит Обамы наряду с предстоящим саммитом 'большой восьмерки' в Италии - это 'решающие встречи, способные изменить политическую картину'. Свой французский завтрак он для лучшей усвояемости приправляет юмором.
'Есть такая книжка про беременность, называется 'На что полагаться, когда вы в положении'. Надо, чтобы про политику тоже так написали', - говорит он, сухо улыбаясь. Мы сидим в отеле Pershing Hall рядом с Елисейскими полями в Париже.
Что же русские и грузины думают друг о друге?
'Вы знали, что последние три министра иностранных дел России были грузинами?', спрашивает меня Якобашвили, ерзая на стуле. - 'Между народами отношения хорошими. Мы же соседи, соседи всегда ссорятся. Нам нравится культура, я ничего не имею против Толстого и Достоевского. Даже сейчас в Грузии нет русофобии, а если и есть, то только среди маргиналов. Россия любит Грузию, просто не любит грузинское государство'.
В британской прессе пишут, что Медведев 'ненавидит' Саакашвили. Однажды он демонстративно отказался с ним встретиться. Медведеву сорок три года, Саакашвили и Якобашвили - по сорок два; все они представляют этакую 'элиту сорокалетних', поколение родившихся в шестидесятых годах, поколение людей прямых и стоящих у власти в 'нижних' регионах Европы и не пользующихся особым доверием. Якобашвили подводит итог, говоря, что он - часть 'красоты постреволюционной системы. Мы, наверно, самые старые по возрасту министры Грузии, большинству из них нет сорока. Конкуренция начинается сразу после выпуска из университета. Раньше в Грузии была вертикальная политическая система: отец один, а дети все равны. Но нынешний президент провел вместо этого горизонтальную черту. Все братья, и он брат. Мы - образец молодой нации, и это как минимум'.
Европа и Якобашвили
Занимая должность 'государственного министра реинтеграции' с 1 января 2008 года, Якобашвили был вынужден пожертвовать многим.
'Моей семьей. Моими увлечениями - я коллекционирую произведения искусства. У меня на это все меньше и меньше времени. Меньше времени остается на себя с этими перелетами и разницей часовых поясов, вообще нет времени на гимнастику. Мой рабочий день начинается за компьютером и заканчивается за ним же. С утра я сначала смотрю на свой iPod, а уже потом в зеркало. Я пытаюсь убедить своего семнадцатилетнего сына и самого себя, что на мир надо смотреть не с рабочего стола Micrisoft Windows, а из окна своего дома. Мои дети [у Якобашвили еще есть шестилетняя дочь] очень страдают от того, что их родители работают в правительстве. От этого вокруг них очень много фальши'.
Якобашвили и Саакашвили принадлежат к тому поколению, знающих по несколько языков людей, которые получали образование за рубежом. Выпускник-физик из Тбилиси жил в Европе: в Оксфорде по программе обмена молодых дипломатов и в Швеции в качестве преподавателя.
'Был декабрь, было темно и холодно, когда я там преподавал. Но это было подходящее время для того, чтобы сосредоточиться на своих идеях, сравнить, что получилось, и что не получилось в других странах. Французский философ Алексис де Токвиль (Alexis de Tocqueville) в своей книге 'О демократии в Америке' (1835-40) писал, что политики всегда ставят корысть выше моральных соображений, а я вечно маячу между тем и другим'.
Мораль, корысть и большое количество юмора - за шесть месяцев, говорит Якобашвили, отвечая на мой вопрос и одновременно вставая, чтобы найти свою жену ('наверно, пошла на шопинг на Елисейские поля и заблудилась'), Грузия будет просто 'готовиться к следующим годам'.
_____________________________________________________________
Проигранная война или... ("Грузия online", Грузия)
Что происходит на российско-грузинской границе: военные учения или прелюдия к войне? ("Christian Science Monitor", США)