На прошлой неделе цена нефти 'загуляла', потеряв 15 процентов своей стоимости, прежде, чем небольшую часть потерь удалось восстановить в конце недели. Неудивительно, что к среде, когда Барак Обама покинул Россию, индекс РТС, деноминированный в долларах, потерял почти 4 процента своей стоимости и упал ниже психологически важной отметки в 900 пунктов, остановившись на 889. Рублевый индекс ММВБ проделал то же самое. К настоящему моменту РТС потерял 300 пунктов или одну четверть своей стоимости, зафиксированной в середине июня, которая в свою очередь являлась огромным падением на две трети по сравнению с уровнями, зафиксированными полтора года назад. Это падение вновь подтвердило, что российская экономика находится в безнадежном плену у цен на нефть, которые определяются иностранцами без какого-либо учета российских интересов. Стоимость рубля упала вслед за стоимостью нефти, как будто у него нет никакой ценности независимо от сырой нефти (что, на самом деле, так и есть).
Последствия для остальной экономики были предсказуемы.
Компания John Deere объявила, что новые драконовские импортные тарифы, введенные Кремлем, привели к тому, что ее продажи в России упали вдвое. И General Motors, и Ford заявили, что прекращают производство на несколько месяцев. Нельзя сказать, что русским не нравятся американские продукты, ведь компания Pepsico только что объявила, что построит в России крупнейший в мире завод по производству газированных напитков. Просто дело в том, что безумная, самоубийственная политика Кремля относительно товаров с высокой начальной стоимостью подрывает любые возможности иностранных инвестиций. Русские, похоже, не понимают, что их рынок настолько пустой и однобокий, что ни одна нормальная компания, подобная Deere, не может ожидать приемлемых прибылей, кроме тех случаев, когда растет нефтяной рынок, и это превращает Россию, в лучшем случае, в казино. Не требуется никаких дополнительных плохих новостей, чтобы сбежали все нормальные инвесторы, а ведь именно сейчас России отчаянно требуются иностранные инвестиции.
С другой стороны, российский экспорт выглядит еще хуже. Россия находится на пути к ошеломительной потере почти 200 миллиардов долларов в виде доходов от экспорта, что является падением почти на 50 процентов по сравнению с 2008 годом. Поэтому, как это обычно и происходит с Россией, протекционистские тарифы не сыграли никакой ощутимой роли, кроме как уничтожили иностранные инвестиции в то время, как экспорт продолжает падать.
Макроэкономические индикаторы тоже продолжают падать. На прошлой неделе Кремль изменил свой бюджетный прогноз, чтобы увеличить прогнозируемый бюджетный дефицит 2010 года с 5 до 6,5 процентов, что является увеличением расходов на 30 процентов и показывает, что Кремль знает, что в 2010 году не будет никакого ощутимого роста, а доходы бюджета продолжат падать. Бюджетные резервы закончатся, и Россия будет вынуждена пойти по пути Советского Союза, занимая за рубежом и подставляясь под двойной удар зависимости и от иностранного капитала и от иностранных цен на энергоресурсы. Тем временем Путин радостно продолжает рубить сук, на котором сидит.
Кремль находится в режиме настоящей паники. Несколько недель назад он заявил, что не вступит в ВТО, кроме как в рамках коалиции с другими бывшими советскими республиками. Затем, на прошлой неделе он внезапно передумал и объявил, что может быть заинтересован в индивидуальном вступлении, несмотря на то, что Россия еще и близко не подошла к созданию необходимых для присоединения к ВТО условий. Однако совершенное тупоумие путинского Кремля было окончательно доказано сообщением о том, что во время прошлогодней войны с Грузией Россия сбила как минимум три своих собственных самолета. Это сообщение вряд ли кого-то удивило, так как во время войны российская система управления и контроля была настолько никудышна, что на поле боя офицеры были вынуждены общаться друг с другом с помощью личных мобильных телефонов.
Но Кремль проваливается все глубже. По-настоящему сумасшедший момент произошел, когда Медведев заявил своим коллегам по 'большой восьмерке', что регулировать цены на нефть невозможно и что цену на нефть нужно регулировать возле отметки в 70-80 долларов за баррель. Он нес бессвязную галиматью, потому что он не имеет никакого понятия, что делать, в то время как он наблюдает за тем, как экономика его страны разваливается точно так же, как не столь давно развалилась экономика СССР. Справедливости ради, стоит заметить, что ни у Медведева, ни у Путина нет даже намеков на опыт работы, необходимый для борьбы с подобным кризисом (или для того, чтобы его избежать), поэтому настоящая вина лежит на их начальстве.
А это начальство - сами граждане России.