В демократических странах выборы - это возможность сменить лидеров. В авторитарных государствах - и об этом нам напомнил Иран - выборы также могут дать шанс для свержения существующего режима. Именно так обстоят сегодня дела в другой стране Центральной Азии - Киргизии, где на сегодняшних президентских выборах будут соперничать действующий руководитель Курманбек Бакиев и кандидат от оппозиции Алмазбек Атамбаев.
Конечно, результаты этих выборов, прежде всего, представляют интерес для 5 миллионов граждан этой потрясающе прекрасной среднеазиатской страны. Киргизы свергли коррумпированного президента в ходе "тюльпановой революции" 2005 года, однако новый руководитель ввел еще более жесткую форму правления. В последние четыре года в Киргизии было совершено 30 убийств с политической или финансовой подоплекой. Среди жертв четыре депутата 90-местного парламента страны. Когда бывший глава президентской администрации начал в этом году флиртовать с оппозицией, его нашли сожженным в собственной машине вместе с коллегой. Когда я прошлым летом проводил беседу с лидером оппозиционной партии, он начал ее с того, что вытащил из кармана пистолет и указал на лежащий у него на столе автомат Калашникова, чтобы проиллюстрировать опасности конкурентной политики в Киргизии.
Говорят, "что происходит в Лас-Вегасе, остается в Лас-Вегасе". О Киргизии так сказать нельзя, и поэтому президентские выборы в этой далекой и экзотической стране должны интересовать и американских граждан. Криминализация общественной жизни в Киргизии уничтожает основы власти. А как мы знаем из опыта стран, находящихся по соседству, таких как Афганистан и Пакистан, слабые государства становятся инкубаторами терроризма. В Киргизии уже сейчас самой мощной общественной организацией является не политическая партия, а подпольное исламистское движение "Хизб ут-Тахрир", проповедующее весьма противоречивые идеи ненасилия и религиозной нетерпимости.
Сегодняшние выборы помогут определить состояние политического здоровья Киргизии и ее стратегическую ориентацию. До конца 90-х эта страна решительно склонялась в сторону Запада, даже называла себя азиатской Швейцарией. Но когда Киргизия начала сползать к авторитаризму, она стала сближаться с Москвой и Пекином. А Россия в последние два года агрессивно пытается втянуть Киргизию на свою политическую и экономическую орбиту.
Получив в феврале обещание от России о выделении 2 миллиардов долларов в качестве списания долга и 150 миллионов долларов наличных, президент Бакиев сразу же объявил в Москве, что Киргизия изгоняет западные войска с военной базы в окрестностях столицы, которая обеспечивала американские боевые действия в Афганистане. После длительных переговоров и представления подслащенного финансового предложения американскому правительству удалось на какое-то время отсрочить закрытие базы. Но в ответ правительство России выбило из Бишкека обещание об открытии еще одного российского объекта в этой стране.
В то время как все более авторитарная Россия расширяет свои связи с киргизским правительством и обществом, Соединенные Штаты не проявляют особого интереса к этой стране, за исключением прав на аренду базы. Во время встречи в конце апреля кандидат в президенты от оппозиции пожаловался мне, что он пока еще не встречался с американским послом, хотя тот находится в стране уже несколько месяцев. Я слышал похожие высказывания от руководителей неправительственных организаций Киргизии, которые в прежние годы находились в тесном контакте с посольством США. Сейчас их активно обрабатывают российские дипломаты. Нажимая кнопку "перезагрузки" в отношениях с Россией, администрация Обамы не должна забывать о возобновлении взаимодействия с российскими соседями из Центральной Азии, чья внутренняя и внешняя политика только выиграет в результате возникновения стратегического баланса между Востоком и Западом.
Иллюзий у нас быть не должно. На сегодняшних выборах "победит" Бакиев, который контролирует средства массовой информации, львиную долю ресурсов избирательной кампании и, что самое важное, избирательные комиссии, ведущие подсчет голосов. Но как мы видели в Иране и ряде посткоммунистических государств, на выборах в авторитарных странах борьба на улицах после голосования более важна, чем сам день голосования. Мы - и наше государство - в мыслях должны быть с теми силами Киргизии, которые пытаются "перезагрузить" свои политические институты.
Юджин Хаски - профессор политологии и директор российских исследований в Университете Стетсона, г. ДеЛанд. В последние месяцы он провел пять недель в Киргизии, проводя опросы среди представителей политической оппозиции.