Дискуссии о слиянии 'Норильского никеля' и РУСАЛа вновь приобрели актуальность, так как бывший владелец 'Норильского никеля', главный олигарх России Михаил Прохоров, опять поднял эту тему.
Важность: В настоящее время самый богатый олигарх России, Михаил Прохоров, энергично продвигает идею о слиянии между 'Норильским никелем', крупнейшим в мире производителем никеля, и РУСАЛом, крупнейшим в мире производителем алюминия.
Последствия: Эта идея оживила дискуссию, которая вот уже почти год, как затухла: будет ли суперкомпания более эффективной, чем по отдельности хорошо работающий 'Норильский никель' и хромающий РУСАЛ?
Перспективы: Российская пресса очень уважает Прохорова за то, что он сумел предсказать мировой финансовый кризис и спасти свои активы, поэтому его предложение широко освещаются, но реальная способность претворить этот план в жизнь подвергается сомнению.
Самая серьезная в российской экономике дискуссия возродилась вновь: Михаил Прохоров, в настоящее время самый богатый олигарх России, принялся продвигать идею о слиянии между 'Норильским никелем' и РУСАЛом. Впервые он высказал эту мысль на Экономическом Форуме в Санкт-Петербурге в июне и не раз повторял ее в интервью российским и международным средствам массовой информации. По мнению Прохорова, самым крупным российским производителям никеля и алюминия, 'Норильскому никелю' и РУСАЛу, следует слиться, чтобы противостоять конкуренции со стороны международных игроков, таких, как BHP Billiton и Rio Tinto. Согласно предложению Прохорова, долг РУСАЛа российскому Внешэкономбанку (ВЭБу) в размере $4,5 млрд следует превратить в акции объединенной компании: в результате долговая нагрузка РУСАЛа станет легче, капитал объединенной компании увеличится, государство получит своих членов в совете директоров, а доли самых больших собственников уменьшатся до 15-20% у каждого.
Слияние, которого не случилось
Прохоров присоединился к дискуссии, которую он же сам и начал год назад, продав свою долю в 'Норильском никеле' РУСАЛу в апреле 2008 года и посадив, таким образом, представителей алюминиевой компании в совет директоров никелевого производителя. В середине 2008 года в совете директоров разгорелась непростая борьба, поскольку владелец РУСАЛа Олег Дерипаска якобы пытался продвинуть идею о слиянии двух компаний, которая натолкнулась на отчаянное сопротивление со стороны основателя 'Норильского никеля' Владимира Потанина. Ситуация становилась тупиковой, в этот момент вмешался Кремль и к концу 2008 года обеспечил назначение в компанию своих людей: Владимира Стржалковского в качестве генерального директора и Александра Волошина в качестве председателя совета директоров. Эти назначения разрешили конфликт между собственниками, поскольку ни один из них не мог получить наивысшей должности.
Но падение цен и спроса на металлы на мировых товарных рынках возродили интерес к 'Норильскому никелю'. В начале 2009 года спекуляции о возможном слиянии стали набирать обороты, но на этот раз в нем, по слухам, могли принять участие сторонние компании. Алишер Усманов, еще один российский богач, предложил слияние между его сталелитейной компанией 'Металлоинвест', 'Норильским никелем' и РУСАЛом. Его схема также предполагала конвертацию долгов 'Металлоинвеста' и назначение должностных лиц из государственной корпорации 'Ростехнологии' в совет директоров. Нынешние владельцы единой командой выступили против другого плана, который предполагал слияние между по крайней мере пятью лидерами российской сталелитейной индустрии. Но Кремль занял по этому вопросу ясную позицию: Президент Дмитрий Медведев решил, что поскольку любое слияние подразумевает конвертацию долгов олигархов российским банкам в акции, то подобная схема пойдет на пользу им лично, а не отрасли в целом. И вопрос казался закрытым, но Прохоров опять выступил со своей идеей слияния.
Помоги себе, помогая другим?
Главный вопрос состоит в том, почему Прохоров, который не интересовался 'Норильским никелем' с тех пор, как продал свою долю, опять вмешался в дела предприятия. Возможно, Прохоров озабочен состоянием дел на РУСАЛе больше, чем 'Норильским никелем'. Широко известно, что РУСАЛ с октября должен магнату около $2,8 млрд (а еще $7,4 млрд консорциуму иностранных банков и $4,5 млрд российскому 'Внешэкономбанку'). Хотя РУСАЛу с трудом, но удалось избежать банкротства, его долговая нагрузка, тем не менее, тяжела, а Прохоров не первый из кредиторов в очереди за деньгами. Несмотря на то, что в этом году он поднялся на вершину списка самых богатых людей России и таким образом заработал репутацию самого смекалистого российского магната, у него были большие расходы, поскольку средства, полученные от продажи акций 'Норильского никеля', он широко инвестировал в такие отрасли, как альтернативная энергетика, финансы, нанотехнологии, недвижимость и масс медиа. Таким образом, стратегия слияния, предложенная Прохоровым, может быть довольно откровенной попыткой облегчить РУСАЛу долговую нагрузку, чтобы получить собственные деньги.
Перспективы и последствия
В настоящее время Прохоров не только пользуется славой удачливого предпринимателя, но и стал чем-то вроде бизнес-гуру, что придает дополнительный вес его предложениям. Но его последняя идея противоречит устоявшемуся - и поддержанному Кремлем - консенсусу, установившему в отрасли. Собрание акционеров 'Норильского никеля', состоявшееся в июне 2009 года, сохранило статус кво среди акционеров, которые решили не менять стратегию компании, поскольку она находится в относительно стабильном состоянии: прогноз EBITDA на этот год составляет $3 мрлд. Чтобы обсудить предложение Прохорова с людьми, имеющими дело непосредственно с компанией, IHS Global Insight позвонил миноритарному акционеру РУСАЛа, Glencore, и трем кредиторам: BNP Paribas, ABM-Amro (Royal Bank of Scotland) и Bank of America Merrill Lynch. В Glencore прямо заявили, что не будут комментировать события в России. Кредиторы также не выработали официальной позиции по этому вопросу. Если бы они поддерживали слияние, то, возможно, высказались бы в его поддержку; вместо этого, они, похоже, предпочли занять выжидательную позицию. Российское отраслевое издание, Metals and Mining, написало о сходных результатах звонков в эти компании, а еженедельник 'Компания' опубликовал комментарий и Виктора Вексельберга и Алишера Усманова о том, что слияние не может произойти раньше, чем через три года. Таким образом, несмотря на хорошее освещение предложения Прохорова, его последняя инициатива вряд ли воплотится в жизнь, поскольку противоречит политике Кремля и не находит поддержки у основных акционеров компании. И на самом деле: учитывая хорошее положение, в котором сейчас находится 'Норильский никель', в настоящее время слияние не представляется ни выгодным, ни возможным. Прохорову стоит отдать должное за его деловую хватку и умение видеть экономические тенденции, но его последнее предложение, кажется, было рождено, скорее, личными интересами, нежели проницательностью и вряд ли воплотится в жизнь.