Дипломаты говорят, что российский президент-новичок Дмитрий Медведев постепенно выходит из густой тени, отбрасываемой его предшественником Владимиром Путиным, и становится хозяином самому себе.
В этом месяце международная репутация Медведева выросла во время московского саммита, когда президент США Барак Обама назвал его 'профессионалом' и пообещал новый старт двусторонних отношений. Его акции внутри страны тоже растут. В прошлом году его рейтинг в опросах общественного мнения резко вырос после войны между Россией и Грузией, и остался высоким, несмотря на экономические проблемы.
На этой неделе репутация 43-летнего президента, считающегося технократом-реформатором нового поколения, была подчеркнута, когда он обнародовал план открыть двери региональной и национальной политики молодым россиянам, - особенно тем, кому еще не исполнилось и 30, - они составляет более 25 процентов населения России.
До победы на президентских выборах в прошлом году Медведев не занимал никаких государственных должностей и, скорее всего, так бы и остался неизвестным, если бы не поддержка Путина. Сегодня слухи о том, что новый президент лишь сохраняет кремлевское кресло для Путина, который обязательно вернется в 2012 году, постепенно идут на убыль.
Теперь знакомые с ситуацией люди говорят, что он концентрирует достаточно влияния, чтобы проложить свой собственный, независимый курс. Но с новым положением появляются и новые ожидания, а между Медведевым и его вторым президентским сроком лежит море проблем.
Один из наиболее важных вопросов - обеспечение диктатуры закона - был вновь поднят на прошлой неделе после убийства смелой правозащитницы Натальи Эстемировой, критиковавшей чеченского президента Рамзана Кадырова.
В отличие от Путина, Медведев быстро осудил убийство, но и не менее быстро заявил, что вины Кадырова тут нет. 'Медведев высказал свое возмущение смертью Наташи, но этого недостаточно, - написала в газете Washington Post Татьяна Локшина из российского отделения организации Human Rights Watch. - Российское правительство должно начать немедленное и тщательное расследование не только по поводу Наташиной смерти, но и по поводу всех преступлений против прав человека, происходящих при режиме Кадырова.' Другими словами, убийство Эстемировой вновь привлекло всеобщее внимание к необузданному Северному Кавказу.
Какой бы нестабильной и опасной не была Чечня, в 2008 году соседняя с ней Ингушетия была еще хуже в смысле насилия, связанного с мятежами, да и Дагестан не отстает.
Все это происходит в контексте распространения из Центральной Азии воинствующего ислама, что является серьезным вызовом власти Медведева - и многочисленным его предшественникам, включая царей России.
Прошедшие на прошлой неделе визиты вице-президента США Джо Байдена на Украину и в Грузию - это неудобное напоминание Медведеву о том, что практикуемая Обамой политика хороших ощущений, столь убедительная вблизи, прячет острые углы и красные линии, которые нельзя пересекать.
Президент США хотел сокращения ядерных вооружений и помощи в Афганистане - и получил и то, и другое. Но он так и не отказался от приверженности администрации Буша членству Украины и Грузии в НАТО, и по-прежнему планирует разместить противоракетные батареи у западных границ России.
Россия по-прежнему считает себя великой державой, и Путин всячески поддерживает эту уверенность. Но главный брошенный Медведеву вызов - это необходимость откорректировать этот раздутый воображаемый образ и приспособить его к не столь гламурной реальности. Слабость России, которой так тонко воспользовался Обама в Москве, была тайной в годы правления Путина.
В эпоху Медведева развитие законопослушного, экономически диверсифицированного гражданского общества внутри страны, одновременно с проведением политики большего сотрудничества за ее рубежами, может оказаться дорогой и к возвращению российской мощи и ко второму сроку Медведева.
____________________________________________________________
Медведев сталкивается с новой российской действительностью ("The Guardian", Великобритания)
Столкновение Медведева с Путиным ("The Financial Times", Великобритания)
Обама ставит Медведева впереди Путина ("The Washington Post", США)