Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Грузия: через год после войны мир по-прежнему хрупок

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Опасный вакуум в сфере безопасности, образовавшийся вокруг мятежных регионов Грузии, и невыполнение условий соглашения о перемирии сегодня, через год после Пятидневной войны с Россией, создают опасность нового вооруженного конфликта.

Тбилиси/Цхинвали, Грузия (Reuters). Опасный вакуум в сфере безопасности, образовавшийся вокруг мятежных регионов Грузии, и невыполнение условий соглашения о перемирии сегодня, через год после Пятидневной войны с Россией, создают опасность нового вооруженного конфликта.

После вывода из Южной Осетии и Абхазии военных наблюдателей серьезных мер по устранению угрозы перерастания отдельных стычек в полномасштабные боевые действия не принимается, предостерегают аналитики. Невооруженных наблюдателей Евросоюза на территорию двух регионов не допускают.

В пятницу исполняется ровно год с начала грузинского наступления на промосковски ориентированную Южную Осетию, на которое Россия ответила сокрушительным контрударом.

Сегодня блок-посты грузинской полиции, обложенные мешками с песком, располагаются всего в нескольких сотнях метров от югоосетинской столицы Цхинвали, а офицеры российской спецслужбы ФСБ в камуфляжной форме охраняют границу мятежного региона; ее самую южную точку отделяет от Тбилиси всего 50 километров (30 миль). 'Мы пришли сюда надолго, и готовы защищать эту республику', - говорит Павел Божов, офицер-пограничник из ФСБ, преемницы КГБ.

Ханс-Йорг Габер (Hansjoerg Haber), возглавляющий группу из 240 наблюдателей ЕС, размещенную в регионе после войны, - впрочем, она может патрулировать лишь грузинскую сторону границы - утверждает, что миссия справляется с задачей 'повторной заморозки' конфликта. 'Но если мы не внесем в ситуацию динамичный элемент, в частности, меры по укреплению доверия, он на каком-то этапе может вспыхнуть вновь', - продолжает Габер.

В канун первой годовщины войны напряженность на границе обострилась. Южная Осетия и Грузия обвиняют друг друга в минометных и гранатометных обстрелах. Россия в субботу выступила с предупреждением: она будет защищать Южную Осетию 'всеми имеющимися силами'. Тбилиси в ответ заявил, что это свидетельствует об 'опасных планах' Москвы.

'Главную опасность представляет скорее всего не возможность некоей спланированной военной операции или интервенции, а какое-нибудь вооруженное столкновение местного значения, способное выйти из-под контроля', - полагает Лоуренс Шитс (Lawrence Sheets) из аналитической Международной группы по предотвращению кризисов (International Crisis Group).

Грузинское наступление против Южной Осетии началось 7 августа; ему предшествовали несколько дней стычек и многие месяцы напряженности между Москвой и Тбилиси из-за этой территории и другого мятежного региона - причерноморской Абхазии. Оба они 'откололись' от Грузии в результате войн, разгоревшихся в начале девяностых, в связи с распадом СССР.

Россия ответила сокрушительным контрударом, наголову разгромив грузинские вооруженные силы. Российские войска вошли на территорию собственно Грузии, что вызвало тревогу относительно маршрутов транспортировки нефти и газа на Запад через эту постсоветскую республику. Соглашение о прекращении огня, заключенное при посредничестве ЕС, предусматривало отвод войск на позиции, которые они занимали до начала войны.

Ястребы

Вместо этого, однако, Россия лишь усилила военный контроль над Южной Осетией, не имеющей выхода к морю, и субтропической Абхазией; кроме того, она признала обе республики в качестве независимых государств. По словам Москвы, общая численность ее контингентов на этих территориях превышает 7000 военнослужащих.

Наблюдатели ОБСЕ и ООН были выведены из зоны конфликта в результате разногласий между Россией и Западом относительно суверенитета мятежных республик. При этом Южная Осетия и Абхазия отказывают в доступе на свою территорию наблюдателям ЕС. 'Активных боевых действий не ведется, но суть соглашения о перемирии заключалась в сокращении численности войск в зоне конфликта и возврате к статус-кво, а этого не произошло', - поясняет Шитс.

Потенциальными 'горячими точками' являются участок границы в районе Цхинвали, а также населенный грузинами Ахалгорский район Южной Осетии, находившийся до войны под контролем Тбилиси. Еще один источник напряженности связан с Гальским районом Абхазии, где также преобладало грузинское население. В результате боевых действий десятки тысяч грузин и югоосетин были вынуждены покинуть свои дома. До сих пор 25000 грузин не могут вернуться в родные места, а тысячи жителей Южной Осетии остаются без крыши над головой.

Правозащитные организации отмечают, что в ходе войны грузинская сторона проводила массированные обстрелы гражданских объектов в Цхинвали; на Россию же они возлагают ответственность за 'этническую чистку' в отношении грузинского населения.

Тот факт, что прозападно настроенный президент Грузии Михаил Саакашвили, несмотря на многомесячные акции протеста оппозиции, требующей его отставки, сумел удержаться у власти, остается сильным 'раздражителем' в отношениях между Москвой и Тбилиси. 'В Москве несомненно есть настоящие 'ястребы', считающие, что в прошлом году задача осталась невыполненной', - утверждает один высокопоставленный европейский дипломат.

Россия утверждает, что Саакашвили не оставил намерений решить проблему мятежных регионов военными средствами. В свою очередь, вице-президент США Джо Байден (Joe Biden), посетив в прошлом месяце Тбилиси, подчеркнул: 'Военного решения вопроса о реинтеграции не существует'.

'У грузинской стороны нет сколько-нибудь серьезных возможностей по возвращению этих территорий. Любая подобная попытка была бы чистым безумием', - считает Федор Лукьянов, редактор журнала 'Россия в глобальной политике'. Если бы Россия хотела устранить Саакашвили, она бы это сделала год назад, утверждает он: 'Тогда она могла решить вопрос с Саакашвили раз и навсегда. И я не вижу причин, по которым ей это было бы нужно сейчас'.

Тем не менее, над пограничной зоной витает страх.

'Происходят постоянные провокации, и мы боимся, что все начнется снова', - рассказывает шестидесятилетняя Заира Харебьева, врач из Цхинвали. А в грузинском селе Эргнети пятидесятичетырехлетняя Гюли Касрадзе с грустью смотрит на обугленные руины своего дома: 'Людям страшно, они боятся новой войны'.

____________________________________________________________

Россия бряцает оружием в Южной Осетии ("Financial Times Deutschland", Германия)

Обсудить публикацию на форуме