Институт президентства Европейского cоюза с шестимесячной ротацией этого поста между главами входящих в него государств начинает давать трещину. За короткий срок пребывания во главе ЕС лидеры европейских стран не успевают решить стоящие перед Союзом проблемы, которых за последнее время становится все больше в связи с развивающимся международным экономическим кризисом.
Как правило, незавершенные дела переходят от одного президентства к другому и обрастают новыми проблемами, как снежный ком. В этой связи главы государств ЕС, получив президентство с так называемой 'незавершенкой' в придачу, основное внимание уделяют решению наиболее выгодных для своего государства вопросов.
Как считают политические обозреватели, президентство Швеции в ЕС, которое началось 1 июля, будет довольно тяжелым для шведского премьер-министра Фредерика Рейнфелда, который получил в наследство чешскую 'незавершенку'. По оценке экспертов, предыдущее пражское полугодие рассматривается как самое неспокойное и мало результативное за последние годы. Как отмечает международный информационный портал The Eroch Times, затруднительное финансовое положение государств Европы, усиливающаяся безработица, растущие национальные долги, огромный наплыв иммигрантов из стран Африки, а также проблема отношений с США станут серьезными проблемами для шведского президентства в ЕС. Особые трудности у шведов могут возникнуть с Европарламентом, состав которого практически полностью обновился после июньских выборов.
Программа действий, которую обнародовала Швеция, по мнению многих аналитиков, является довольно амбициозной. Полная повестка включает в себя значительное число вопросов. Некоторые из них будут обсуждены в Швеции, но большинство в Брюсселе и Страсбурге. Будут проведены две встречи ЕС на высшем уровне, а также саммиты с представителями России, Украины, Южной Африки, Бразилии и Китая. Как отмечается, шведы намерены уделить большое внимание вопросам экологии в районе Балтийского моря, а также расширению Европейского Союза. Все успехи, достигнутые на этих направлениях в течение председательства в ЕС, могут послужить в качестве трамплина для нынешнего шведского правительства консервативного блока на предстоящих национальных выборах осенью 2010 года.
Как отмечают эксперты, правительство Швеции, начиная с 2006 года, активно использует в своих интересах тему расширения ЕС и практически стало монополистом и координатором в Евросоюзе по работе на этом направлении. В этой связи вспомним, что в Тбилиси министр иностранных дел Швеции Карл Билд 2 ноября 2007 года заявил, что 'демократические процессы в Европе нельзя считать завершенными до тех пор, пока демократия в Восточной Европе не победит полностью'.
Политологи особо обращают внимание на то, что Стокгольм уделяет повышенное внимание Минску и не скрывает заинтересованности в интеграции Белоруссии в Европейский Союз. В комментариях экспертов напоминается, что 13 февраля 2008 года правительство Швеции опубликовало заявление по вопросу демократии и гражданских прав. В документе было отмечено, что Швеция будет способствовать развитию демократии и свобод в странах Восточной Европы, особенно в находящихся поблизости соседних государствах.
В качестве первого объекта своего внимания в этом документе Стокгольм назвал Белоруссию, которая, как подчеркнуто, находится 'в 700 километрах от Готланда'. Также сообщается, что 'политика правительства в отношении Белоруссии будет преследовать цель ' усиления уважения в этой стране к демократии и гражданским правам, а также оказанию помощи Белоруссии в интегрировании в европейскую экономическую кооперацию и принятию властями и населением ценностей европейской общины'.
В пресс-релизе правительства Швеции от 19 декабря 2007 года сообщается об открытии посольства в Минске. В качестве обоснования этого решения указывается на то, что 'Швеция является самым крупным донором Белоруссии среди государств ЕС', а ее присутствие необходимо в этой стране для того, чтобы отслеживать экономические и политические процессы. При этом в документе откровенно указывается на то, что Швеция совместно с другими странами ЕС работает в направлении развития в Белоруссии выгодных для Запада внутренних процессов, а также установления более тесных связей Белоруссии с государствами ЕС. В этой связи политологи обращают внимание на то, 12 июня 2008 года послом в Минск был назначен Стефан Эриксон, который до этого времени возглавлял шведскую дипломатическую секцию в Белоруссии. Отмечается, что ранее он был генеральным консулом Швеции в Санкт - Петербурге, постоянным представителем Швеции в ЕС, а также работал в посольстве Швеции в Москве и департаменте МИДа Швеции по Восточной Европе и Средней Азии.
Эксперты напоминают, что выступая 13 января 2007 года в Вильнюсе, министр иностранных дел Швеции Карл Билд призвал государства ЕС приложить максимальные усилия по интеграции их восточных соседей в Союз. Он отметил, что Украина и Белоруссия исторически относятся к европейским странам. Билд подчеркнул, что 'Киев, как город, имеет большую европейскую историю, чем Стокгольм, а Минск даже ближе к Вильнюсу, чем Рига'. Он подчеркнул, что государства ЕС должны сделать все возможное для поддержания надежд на демократию, свободу в Белоруссии и в этом, как он отметил, особая роль должна принадлежать Литве.
_____________________
'Шведский стол' евросоюзных рекомендаций накрыт ("Белорусские Новости", Белоруссия)
Оставили след в Европе ("Radio Praha", Чехия)