Дополнительный военный контингент России в Кыргызстане, о котором говорится в меморандуме о дальнейшем развитии сотрудничества между странами, подписанном на саммите ОДКБ, будет иметь скорее символическое, нежели стратегическое значение, считают эксперты.
В конце прошлой недели в Кыргызстане состоялся неформальный саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). На саммите присутствовали главы государств- участников, а именно Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана Узбекистана и Армении.
Участники саммита обсудили увеличение эффективности организации, терроризм, экстремизм и ряд других актуальных вопросов.
Между Россией и Кыргызстаном был подписан меморандум по дальнейшему развитию и совершенствованию двусторонней договорно-правовой базы, регулирующей пребывание российских воинских формирований на территории Киргизии и размещение дополнительного российского воинского контингента на территории Киргизии.
Согласно нему планируется разместить военный объект, который, скорее всего, будет иметь форму тренировочной базы, на юге Кыргызстана.
Эксперты считают, что новая база будет иметь не столько стратегическое, сколько символическое значение.
Устанавливая дополнительную базу в Кыргызстане, президент Курманбек Бакиев пытается обратить внимание международной общественности на довольно топкую ситуацию на юге страны, считает кыргызский эксперт Венера Джуматаева.
В 1999 и 2000 годах боевики исламского движения Узбекистана пытались проникнуть в Узбекистан с территории Таджикистана через территорию Кыргызстана.
"Кыргызстан еще с того года все время чувствует опасность повторения этих событий", сказала Trend News по телефону эксперт, журналист радио Свобода Кыргызской редакции Джуматаева.
Бакиев, по слова Джуматаевой, на этом саммите ОДКБ сказал, что юг Кыргызстана и области соседних государств - Узбекистана и Таджикистана, превращается в очень опасную и непредсказуемую территорию, где ОДКБ должна проявлять себя как организация, которая призвана усиливать и предотвращать всякие очаги опасности.
Кроме того, по мнению Джуматаевой, Кыргызстан нуждается в защите, в частности, от претензий Узбекистана.
"Между Кыргызстаном и Узбекистаном есть много спорных территорий, граница точно не определена и Узбекистан проявляет желание расширить свою территорию за счет этих спорных территорий", - сказала эксперт.
Поэтому, по ее мнению, решение открыть базу было принято в целях обеспечения безопасности .
"Эта база, как верят киргизские власти, может стать источником защиты, символом защиты от такого рода угроз, несмотря на то, что это, скорее всего, будут не более 400 человек", - сказала Джуматаева.
Однако вряд ли эта база будет иметь важное стратегическое значение.
Скорее всего, она будет иметь формат некоего политического демарша, считает специалист по интересам и политике России в отношении стран СНГ, в частности Центральной Азии, Игорь Торбаков.
"Серьезные военные аналитики в России, которые выражают неофициальное мнение, глубоко сомневаются, что эта база будет иметь какое-то важное стратегическое значение", - сказал Trend News по телефону из Хельсинки ведущий научный сотрудник Финского института международных отношений Торбаков.
По его мнению, это попытка Москвы показать, что доминирующей силой на постсоветском пространстве, в частности в Средней Азии, является все же Москва, а не Вашингтон.
В Кыргызстане уже на протяжении последних семи-восьми лет сосуществуют российская и американская базы. По соглашению между киргизскими и американскими властями, американская база Манас открылась в конце 2001 года. Вслед за американцами россияне открыли свою военную базу на территории аэропорта Кант, что в 30-40 километрах от Бишкека.
Российский эксперт по странам СНГ и Центральной Азии Леонид Гусев также считает, что эта база для России будет иметь символическое значение укрепления сферы влияния в Центральной Азии.
"Для России открытие второй базы важно тем, что она закрепляет усиление ее роли в Центральноазиатском регионе", - сказал Trend News по электронной почте из Москвы Гусев, старший научный сотрудник Института Международных исследований МГИМО МИД России.
Киргизскому же руководству база еще необходима для того, чтобы балансировать между Россией и Америкой.
В течение последних нескольких месяцев, по мнению Торбакова, Москва оказывает достаточно сильное давление на Бишкек, чтобы выдавить оттуда американцев.
"Были переговоры перед президентскими выборами Бакиева, Бакиеву нужны были деньги, Москва посулила большой денежный грант", - сказал Торбаков.
Россия зимой выделила Кыргызстану беспроцентный кредит в размере около 1.7 миллиардов долларов США. После этого парламент страны принял решение о закрытии базы ВВС НАТО Манас на территории республики.
После этого Бакиев договорился с США о переименовании военной базы Манас в центр транзитных перевозок, в результате чего контингент НАТО все же остался в республике.
"Они назвали эту базу транзитным центром, но фактически она будет использоваться для тех же целей, для каких использовалась ранее", - считает Торбаков.
Россиянам эта идея не понравилась, и таким образом возникла идея создания базы в городе Ош, считает эксперт.
Киргизское руководство, по его мнению, как и другие элиты стран Центральной Азии, все время лавирует между разными центрами силы.
Однако перспектива открытия еще одной базы на территории соседней страны невыгодна соседнему Узбекистану, против чего и выступил Ташкент.
Причин, по мнению экспертов, этому несколько.
Последние два года, по мнению Гусева, Ташкент вновь демонстрирует стремление наладить отношения с США: американские военные получили доступ на авиабазу в приграничном с Афганистаном Термезе (Узбекистан), где уже были размещены военнослужащие Германии. Открытие же базы РФ противоречит интересам США.
Кроме того, в этом году Узбекистан присоединился к проекту НАТО по транспортировке железной дорогой в Афганистан грузов невоенного характера через территорию России и Казахстана. Отношения же у Узбекистана с Таджикистаном и той же Киргизией довольно плохие, сказал Гусев.
Это, по мнению эксперта, связано с проблемой воды, которую контролирует Таджикистан, и проблемой боевиков в регионе.
_____________________
Северное воздействие на Среднюю Азию ("The New York Times", США)
Узбекистан выступает против размещения новой российской военной базы на юге Кыргызстана ("Trend News Agency", Азербайджан)