Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Неоконченная 'холодная война'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В ноябре исполнится двадцать лет с момента падения Берлинской стены. Однако может оказаться, что конец европейской конфронтации был лишь временным. Спустя год после разгоревшейся прошлым летом войны в Грузии, старые разногласия вновь обнаруживают себя в новой форме. Хотя 'холодная война' в Европе была провозглашена завершенной, в действительности она не закончилась до сих пор.

В ноябре исполнится двадцать лет с момента падения Берлинской стены. Однако может оказаться, что конец европейской конфронтации был лишь временным. Спустя год после разгоревшейся прошлым летом войны в Грузии, старые разногласия вновь обнаруживают себя в новой форме. Хотя 'холодная война' в Европе была провозглашена завершенной, в действительности она не закончилась до сих пор.

Когда Советский Союз уходил из Центральной и Восточной Европы, мы в России верили, что НАТО не придет в страны и на территории, из которых мы выводим войска. Мы надеялись на объединение Европы, на 'общий европейский дом', на то, что будет создана Европа 'единая и свободная'. Наши надежды не были плодом прекраснодушия и самообмана. В конце концов, лидеры Соединенных Штатов и Германии пообещали же Михаилу Горбачеву, что НАТО не будет расширяться на восток.

Сначала, свергнув коммунизм, россияне чувствовали себя победителями. Однако после нескольких лет эйфории, Запад начал все чаще вести себя как победившая в 'холодной войне' сторона. Без потенциальной 'военной угрозы', которую представлял собой Советский Союз, следовавшие одна за другой волны расширения НАТО не служили ни оборонным, ни the идеологическим целям.

Логика расширения была геополитической: втянуть бывшие советские республики и социалистические страны Центральной и Восточной Европы в орбиту политического и экономического влияния Запада. Вначале новые члены НАТО должны были соответствовать одновременно демократическим и военным критериям. Однако позднее эти критерии были забыты, и НАТО начала приглашать в свои ряды даже самые отсталые и коррумпированные страны.

Более того, НАТО не только расширилась, но и трансформировалась из антикоммунистического оборонного альянса в наступательную группировку (операции в Югославии, Ираке и Афганистане). Продвижение альянса к границам России и включение в его состав стран, у элит которых есть в отношении России серьезные исторические комплексы, укрепили в нем антироссийский настрой. Несмотря на все попытки НАТО улучшить свой имидж, сейчас в России многим она кажется намного более враждебной организацией, чем мы считали в девяностые и даже раньше.

Расширение НАТО свидетельствует о том, что сама Европа так и не вышла из 'холодной войны'. 'Холодная война' не закончилась официальным договором и это означает, что она остается незавершенной. Хотя идеологическое и военное противостояние тех времен осталось далеко в прошлом, сейчас ему на смену пришла новая конфронтация - между Россией с одной стороны и США и некоторыми из стран 'новой Европы' с другой.

Я надеюсь, что когда историки в будущем станут рассматривать нападение Грузии на Южную Осетию, случившееся прошлым летом, они сочтут, что убитые на этой войне осетины, русские и грузины погибли не напрасно. Российские войска не только сокрушили грузинскую армию, кроме этого они нанесли тяжелый удар по логике дальнейшего расширения НАТО, которое, если его не остановить, неизбежно приведет к большой войне в сердце Европы.

Пока ситуация остается открытой. США не смогли раскрутить южноосетинский эпизод в некую новую форму 'холодной войны', и не последнюю роль в этом сыграл финансовый и экономический кризис.

Я надеюсь, что глобальный экономический кризис и президентство Барака Обамы укажут нелепой идее новой 'холодной войны' должное место. Большая Европа - в это понятие я включаю не только Россию, но и США - нуждается в новом мирном договоре, точнее системе соглашений, которые подвели бы черту под ужасным для Европы двадцатым веком и не позволили бы истории повториться.

Необходим новый общеевропейский договор коллективной безопасности. Его должны подписать как НАТО и Европейский Союз (либо страны, входящие в них, по отдельности), так и Россия с Содружеством Независимых Государств. Страны, не входящие ни в одну из современных систем безопасности, также смогут присоединиться к договору и получить многосторонние гарантии. Расширение НАТО будет де-факто заморожено.

Не забывая о распаде Советского Союза и Югославии, мы должны всеми силами предотвращать как дальнейшее дробление государств, так и их силовое воссоединение. Косово, Южная Осетия и Абхазия должны стать последними странами, отделившимися силовым путем. Этот 'ящик Пандоры' необходимо закрыть.

Когда будет преодолена конфронтация, оставленная нам в наследство двадцатым веком, Россия и США смогут, вероятно, серьезно сократить свои ядерные арсеналы и начать координировать военно-стратегическую политику. В случае, если события будут развиваться по этому сценарию, сотрудничество России и США в кризисных ситуациях - таких как в Афганистане - или в области противодействия распространению ядерного оружия должно заметно углубиться.

На самом европейском континенте должен возникнуть союз между Россией и ЕС, основанный на общем экономическом пространстве, общем энергетическом пространстве - компании, производящие, транспортирующие и распределяющие энергию должны находиться в совместном владении - и общем человеческом пространстве. Он должен быть безвизовым и подразумевать скоординированную внешнюю политику.

Следует также сделать акцент на создании новой системы управления глобальной экономикой и финансами, сконструировать которую будет намного труднее, если не покончить предварительно с противоречиями времен 'холодной войны'.

Европа, Россия и США должны закончить 'неоконченную войну'. Тогда, возможно, к 2019 году, к столетию Версальского мира, мы, наконец, сможем распрощаться с двадцатым веком.

Сергей Караганов - председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, декан факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета - Высшей школы экономики.

____________________________________________________________

Обсудить публикацию на форуме