Невероятно, но в воскресенье исполнится десять лет с того дня, когда президент России Борис Ельцин назначил Владимира Путина главой своего правительства. Неизвестного тогда никому петербургского чиновника, назначение которого стало полной неожиданностью и для экспертов.
Но может быть, все же и не очень большой неожиданностью, так как... Дальнейшее может показаться немного странным, но Ельцин мог при принятии своего решения исходить из одного необычного опроса общественного мнения. Весной 1999 года социологи России проводили исследование по заказу журнала 'Коммерсант власть' на тему, какого известного киногероя они бы хотели видеть своим президентом. В верхней части итогов опроса оказались три человека из силовых структур.
Прежде всего, маршал Жуков, как его представляли в бесчисленных военных фильмах. Далее сыгранный Владимиром Высоцким Глеб Жеглов из фильма 'Место встречи изменить нельзя' - Жеглов был начальником отдела борьбы с организованной преступностью в Москве. Методы его работы, мягко говоря, противоречили закону (но в то же время были очень эффективными). И наконец - бессмертный штандартенфюрер из сериала 'Семнадцать мгновений весны'. Человек, который получал награды 'От фюрера и райхсфюрера лично'.
На следующий день после обнародования итогов опроса Ельцин уволил с поста главы правительства Евгения Примакова. До призыва подполковника КГБ Путина в Кремль оставалось тогда еще три месяца.
Путин со своими ролями справлялся хорошо. Он летал на военном самолете, погружался под воду на подводной лодке, руководил войсками как маршал. Он ввел арго уголовного мира в политический словесный обиход России, как охотящийся за бандитами энкавэдэшник. Мастерски закручивает интриги и гладко говорит на иностранных языках, как телеэкранный штандартенфюрер.
Путин после двух президентских должностных сроков - вновь в кресле премьер-министра. Согласно политической логике его популярность в ходе нынешнего экономического кризиса должна была сильно понизиться. Но вот дела - народ любит его по-прежнему.
В пятницу, 7 августа исполнится год российско-грузинской войне. Когда она вспыхнула, Путин не был президентом, или, согласно Конституции, высшим руководителем Вооруженными силами России. Однако эту войну считают его войной.
В 2001 году Путин произнес в Берлине речь, в которой провозгласил конец 'холодной войны'. Выступая в 2007 году в Мюнхене, он провозгласил начало новой 'холодной войны'. Или так тогда его восприняли.
Феноменом прошлой 'холодной войны' было то обстоятельство, что в странах Азии, Африки и Латинской Америки эта война была очень горячей.
Первым горячим плацдармом нынешней 'холодной войны' стала Грузия. Во вторник в Сенате США прошли слушания по этой войне. С докладом выступил заместитель министра обороны Александр Вершбоу, который, кстати, работал послом США в Москве и в обязанности которого в настоящее время входит координация деятельности с НАТО. Вершбоу сообщил, что Америка никогда не признает независимости Южной Осетии и Абхазии и что поддержка США Грузии сосредоточится и в будущем на обучении военнослужащих и, возможно, поставках оружия. Это было сильным заявлением.
Каким может быть ответный ход Штирлица? Дьявол его знает. Во всяком случае, сериал продолжается. И кто автор сценария - вопрос на миллиард долларов.
Перевод: Хейно Сарап
_____________________
Владимир Путин плывет стилем крутого парня ("The Guardian", Великобритания)
Десять лет Путина ("Stratfor", США)