Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"АвтоВАЗу" пророчат и жизнь, и смерть

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Активисты оппозиционного движения "Левый фронт" провели несанкционированную акцию в поддержку рабочих тольяттинского "АвтоВАЗа". Еще один пикет, санкционированный, одним из организаторов которого тоже стал "Левый фронт", прошел в Москве.

Активисты оппозиционного движения "Левый фронт" провели несанкционированную акцию в поддержку рабочих тольяттинского "АвтоВАЗа". Еще один пикет, санкционированный, одним из организаторов которого тоже стал "Левый фронт", прошел в Москве.

Вчера в половине первого "левая" молодежь прошла маршем вдоль Белого дома, проскандировала антиправительственные лозунги и растворилась в городе, так и не попав в руки милиции, передает корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.

Под руководством соучредителя движения "Левый фронт" Сергея Удальцова около пятнадцати человек пересекли улицу и прямо на стоянке у Белого дома развернули красное полотнище: "Рабочие, мы с вами!" и подожгли дымовые шашки. Протискиваясь между автомобилями, протестующие направились к Горбатому мосту. При этом они скандировали: "Нет увольнениям рабочих! Правительство - уволить, рабочих - защитить! "АвтоВАЗ", мы с тобой! Рабочие не должны платить за кризис! Нет сокращениям на "АвтоВАЗе"! Путина - в отставку!"

Встав напротив Дома правительства, организатор этой акции и соучредитель "Левого фронта" Сергей Удальцов рассказал, чего требуют участники своеобразного марша.

- Мы считаем, что работники не должны являться заложниками неэффективной политики правительства. Сегодня мы выходим в знак солидарности с требованиями работников "АвтоВАЗа" не допустить сокращений и снижения заработной платы. И считаем, что правительство, которое ведет такую неэффективную политику, должно уйти в отставку. Должно быть сформировано коалиционное правительство с участием представителей оппозиции, и тогда начнется работа. Те предприятия, которые загнаны в угол собственниками, должны быть национализированы под контролем трудовых коллективов. Они должны иметь доступ к финансовой и хозяйственной информации, что позволит действительно эффективно использовать эти средства. Наш лозунг: "Уволить - правительство, рабочих - защитить".

Журналисты и присутствующие фотографы ждали, что с минуты на минуту на Горбатом мосту появятся милиционеры и сотрудники охраны Белого дома. Однако время шло, но, кроме проезжающих мимо автомобилистов, никто никакого внимания на оппозиционеров не обращал. Несколько человек сфотографировали баннер. Сергей Удальцов предложил продолжить шествие и, скандируя "Правительство в отставку! "АвтоВАЗ", мы с тобой!", отправился уже в сторону метро. Не доходя до подземки, молодежь свернула баннер и разошлась по близлежащим дворам. К тому времени ни одного милиционера поблизости замечено не было. Удальцов предупредил, что подобные акции будут повторяться.

Напомним, на митинге протеста в Тольятти, организованном по инициативе независимого профсоюза АвтоВАЗа "Единство", первоначально было заявлено 500 участников. Однако на площадь к зданию Дворца культуры и техники "ВАЗа" пришли более двух тысяч человек, передает корреспондент Радио Свобода Сергей Хазов.

Выступавшие на митинге рабочие заявили, что необходима национализация Волжского автозавода. "Завод должен принадлежать государству, как было раньше, а не частным лицам", - считает председатель независимого профсоюза рабочих "АвтоВАЗа" "Единство" Петр Золотарев.

- Этот митинг - попытка тольяттинцев оспорить решение руководства АвтоВАЗа и заявить, что мы думаем и что предлагаем. Ведь государство не предпринимает мер, которые бы способствовали свободному, легкому переобучению. Если руководители "АвтоВАЗа" не способны управлять этим предприятием, а они показали неспособность управлять, они должны отказаться от управления предприятием.

На митинге рабочие говорили о том, что зарплаты на "АвтоВАЗе" хватает только на оплату жилья и покупку дешевых продуктов питания. Говорит Александр Владимиров.

- За квартиру заплатил - и все. А на карманные расходы - туговато, родителям звонишь, спрашиваешь. Мало платят. В Москве расскажи кому - стыдно будет.

- Как, по-вашему, 'АвтоВАЗ' должен выходить из кризиса?

- Трудный вопрос. Я думаю, простые рабочие на него не ответят.

Экономист и член президентского совета по гражданскому обществу и правам человека Ирина Ясина в интервью корреспонденту Радио Свобода Лейле Гиниатулиной сказала: национализация "АвтоВАЗа", к которой призывают рабочие, предприятию не поможет. Фактически и сейчас "АвтоВАЗом" руководит глава госкорпорации, отметила Ясина.

- Забастовка на "АвтоВАЗе" - давно ожидавшееся событие. Последние 15 лет "АвтоВАЗ" использует свое монопольное положение. Предприятие спекулирует на социальных проблемах города Тольятти, которые возникли бы, если бы "АвтоВАЗ" стал что-то кардинально менять. В результате "АвтоВАЗ" не модернизировался совершенно, продолжая выпускать старые, неконкурентоспособные модели, тем самым загоняя свои проблемы все глубже и глубже, как в болото. А чем дольше ты не решаешь проблему, тем хуже и болезненнее потом лекарство, которое нужно принимать.

- Митингующие требовали национализации предприятия. Выход ли это для "АвтоВАЗа"?

- Ну, национализируют "АвтоВАЗ" - что, от этого "Жигули" станут лучше? У них появятся работающие кондиционеры, или усилитель руля, или еще какие-то удобства, к которым привыкли современные люди и которые, в общем, обычны для других машин? Кстати сказать, Чемезов (глава госкорпорации "Ростехнологии", председатель совета директоров АвтоВАЗа - РС) - тоже государство. А народ на "АвтоВАЗе" не очень понимает, что государство и Сергей Чемезов - это, по сути, одно и то же.

- Каким вы видите будущее этого градообразующего предприятия?

- Продать за копейку, а те деньги, которые планируется истратить, раздать людям в качестве пособий на переобучение в это тяжелое время. Но ни в коем случае не палить государственные деньги на производство. А на производство должны идти деньги инвестора, если таковой найдется. Желающих в свое время было много, но всех отшили. Отшили именно своим желанием все контролировать, никого не пущать.

Это очень старый, немодернизированный завод, который постоянно привлекает к себе внимание только потому, что на нем работают 110 тысяч человек и люди, которые живут в городе Тольятти, так или иначе связаны с этим предприятием. Это такой гигантский моногород. Ничего другого, кроме как модернизировать, и чем быстрее, тем лучше, с ним сделать нельзя. Чтобы инвестор начал вкладывать деньги в этот завод и переобучать рабочих, тогда у людей будет новое место работы.

Между тем "АвтоВАЗ" в июле увеличил объем продаж на 12-13 процентов. Об этом сообщил глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов. "В июле объем продаж увеличился на 12-13 процентов. Если общий рынок упал на 49 процентов, то АвтоВАЗ - на 44 процента. Думаем, в августе еще подрастем". По его словам, "иностранные машины в основном распродали, а людям надо что-то покупать, и они покупают наши машины". Чемезов заявил, что акция на предприятии связана со структурами, которые ранее оказывали влияние на деятельность "АвтоВАЗа": "Когда-то их оттуда убрали, и они хотят вернуться назад".

Обсудить публикацию на форуме

_____________________

Ящик Пандоры ("WirtschaftsWoche Heute", Германия)

Рецепт GM Тольятти не поможет ("Radio Free Europe / Radio Liberty", США)