Начиная с 1991 года конец лета (июль - август) редко обходится в России и вокруг нее без потрясений или катаклизмов. В прошлом году - события в Южной Осетии, в этом - практически оформившийся разрыв с 'последним' союзником. А между ними - история превращения этого самого 'единственного' союзника в 'последнего'.
Про генезис данного процесса - в этом материале.
'Беларусь была, есть и будет союзником братской России и свои обязательства свято соблюдает' - цитата из телевизионного выступления А.Лукашенко на пресс-конференции представителям СМИ регионов России 8 сентября 2008 года. Президент отвечает на вопрос о возможности признания республик Южная Осетия и Абхазия. Так говорит 'человек' Лукашенко.
Ранее, 1 сентября белорусские СМИ распространили обращение Президента к Д.Медведеву обсудить вопрос о признании новых независимых государств на саммите ОДКБ (05.09.08) в Москве следующего содержания: 'Президент РБ А.Лукашенко направил послание Президенту Российской Федерации Д.Медведеву, в котором, в частности, отмечено, что в сложившейся ситуации у России не было иного морального выбора, кроме как поддержать обращение народов Южной Осетии и Абхазии о признании их права на самоопределение в соответствии с основополагающими международными документами. Глава белорусского государства также высказал мнение о целесообразности вынесения данного вопроса на рассмотрение Совета коллективной безопасности ОДКБ, проведение которого запланировано на 5 сентября 2008 года, и принятия консолидированной позиции государств-участников. Президент заверил, что Республика Беларусь остается надежным и последовательным союзником России'.
Примерно в это же время (21 сентября) А.Лукашенко в ходе встречи с Э.Кокойты и С.Багапшем поделился своими воспоминаниями о начале миротворческой миссии России в Грузии (материал газеты 'Советская Белоруссия'): 'Лет семь назад президент Грузии предложил (главам государств СНГ) запереть в 'ущелье' Абхазию, блокировать ее и фактически поставить на грань катастрофы народ, правительство, государство, которое там создается. Кто первым сказал, что этого не будет и, если что-то произойдет, мы будем первыми поставлять продовольствие этому народу? Это была Беларусь. Я категорически отказался подписывать этот предложенный Грузией документ, и на заседании глав государств СНГ он не прошел. Это для истории... Я помню это заседание глав государств СНГ, когда южноосетинская и абхазская стороны выразили возмущение от имени своих народов. Грузины устами своего Президента попросили международное сообщество вмешаться и ввести миротворческий контингент И они (представители международного сообщества. - прим. авт.) не ездили, не защищали ни осетинский народ, ни грузин, ни абхазов. У России же было много внутренних проблем. Ее раздирали конфликты, ей не до этого было: И мы, главы государств СНГ, приняли решение уговорить Президента России направить в Южную Осетию и Абхазию российских миротворцев. То есть по просьбе грузинского президента были они туда направлены. Вот в чем состоит правда, в чем состоит истина'. И делает следующее заключение: 'Вот наша позиция: Россия вела себя правильно. И она вела себя так в том числе и потому, что это было решение наше - глав государств СНГ. Единственное, что нужно было сделать еще, так это россияне должны были на следующий день собрать глав государств Содружества и сказать им: мы же действовали по вашему поручению': И это тоже - 'человек':
Прошло две недели - и белорусский Президент кардинально изменил свою риторику по данному вопросу. 18 сентября 2008 года в интервью газетам 'Financial Times' и 'Frankfurter Allgemeine Zeitung' он категорически заявляет: 'Боже упаси Россию попробовать сделать что-нибудь такое против Беларуси (агрессия России против Грузии). В этом невообразимом случае у Европы будет полное право выступить против России, не гнушаясь никакими методами давления'. Откуда такие мысли? Что за нелепая идея войны между двумя братскими народами?.. Единственное объяснение - 'политик' Лукашенко реагирует на категорическое 'нет' западных стран в отношении факта признания Россией независимости двух республик.
Вот снова слова 'человека':
'Была прекрасная операция и России, и ваших людей, - делился своей оценкой событий А.Лукашенко с Э.Кокойты и С.Багапшем в ходе уже упоминавшейся встречи 21 сентября 2008 года - люди защищали свою землю, миротворцы выполняли свою миссию. За 2 - 3 дня вопрос был решен, и там установился мир. А если бы это не произошло? Если бы было так, как того требуют сегодня США и Запад? Там бы до сих пор велась война, лилась бы кровь'.
А вот реакция политического лидера в ситуации, когда акценты еще не расставлены и победители не выявлены, когда 'братский' союзник еще ведет боевые действия, а поддержать его ни морально, ни физически не позволяет желание выглядеть 'правильным партнером' в глазах 'перспективных партнеров': 'Из сообщения белорусского телевидения: 13 августа 2008 года Президент Республики Беларусь А.Лукашенко от имени белорусского народа и себя лично выразил искренние соболезнования Президенту Российской Федерации Д.Медведеву и всему российскому народу в связи с трагическими событиями в Южной Осетии. А.Лукашенко подчеркнул, что в Республике Беларусь с чувством глубокой боли восприняли известие о гибели в Южной Осетии многих сотен мирных граждан и потерях среди личного состава российского миротворческого контингента. 'Белорусский народ, как и все россияне, скорбит о жертвах трагедии, сопереживая горю людей, которые потеряли своих близких, остались без крова и средств к существованию. Мы желаем им стойкости и мужества в преодолении последствий этой гуманитарной катастрофы" - так закончил свое обращение президент. Вот так вот - нет никакой войны, не развязана агрессия, нет геноцида осетинского народа. Есть 'гуманитарная катастрофа'. Если не обращать внимание на некоторые нестыковки или не иметь Интернета, то у населения Белоруссии вполне могло сложиться впечатление, что в Южной Осетии произошло наводнение или крупное землетрясение.
Вот снова слова 'человека' Лукашенко:
'Признать или не признать Абхазию - для нас это не только поддержать или не поддержать позицию России. Придет время, и мы рассмотрим этот вопрос в Беларуси. Наверное, так, как его рассмотрела Российская Федерация, - в парламенте. Я думаю, что наши депутаты обратятся к этому вопросу. Замолчать, промолчать мы не можем - не имеем права. Это будет нечестно по отношению и к России, и к Абхазии. Аналогично и с Южной Осетией' (из материалов пресс-конференции 8 сентября 2008 года).
А вот как экономический кризис и политическая целесообразность меняют 'человека' на 'политика' (напомним, что 7 мая 2009 года Белоруссия была официально принята в европейскую программу 'Восточное партнерство'):
'И дело здесь не в Осетии и Абхазии. Это, в конце концов, не российский вопрос - признание Осетии и Абхазии. Это наш вопрос. И этих государств, с которыми мы имеем отличные контакты, и они знают нашу тактику. И 'прессовать' нас ни с Востока, ни с Запада по этому поводу никому не будет позволено. Мы - суверенная, независимая страна и будем действовать в наших интересах. Поэтому запомните: никаких вымаливаний и выпрашиваний. Если нет у них (у России - прим. авторов) 500 миллионов долларов, которые они нам давно обещали, и мы спланировали свой бюджет соответственно, то не ходите и не просите. Давайте будем строить свою экономику и политику как суверенное независимое государство. У нас много рычагов воздействия на ситуацию, на те вызовы, которые нам создают, в том числе и в России' - так А.Лукашенко в начале июня 2009 года отреагировал на одно из заявлений российского министра финансов.
А вот как пока что заканчивается превращение 'человека' в 'политика'. 23 июля вопрос о признании Абхазии и Южной Осетии белорусской стороной оказался закрыт. Белорусские СМИ сообщили о заявлении заместителя начальника главного консульского управления МИД А. Лукашевича, который отметил, что 'грузинским законодательством установлены ограничения свободного передвижения иностранных граждан на территории Абхазии, Южной Осетии и прилегающих территориальных водах: Въезд иностранцев в Абхазию и Южную Осетию допускается исключительно с направлений, соответственно, Зугдидского и Горийского муниципалитетов'. Данное техническое замечание было дополнено политическим выводом: 'Настоятельно рекомендуем нашим гражданам учитывать данные положения грузинского законодательства при планировании поездок в Абхазию и Южную Осетию' (из заявления по белорусскому телевидению 23 июля 2009 года).
Вряд ли оглашение подобного рода заявлений белорусского МИДа, отражающее политическую позицию руководства страны в отношении суверенитета и независимости новых закавказских государств, не было согласовано с 'политиком' А.Лукашенко.
А нам, заинтересованным зрителям в России и в Белоруссии, остается только ждать, чем и когда закончится борьба 'человека' и 'политика'. Остается надеяться на лучшее.
_________________________________________________________
Нули и восьмерки в отношениях Кремля с Минском ("Белорусские Новости", Белоруссия)
Год тому назад Россия приобрела Абхазию и Южную Осетию, но потеряла Беларусь ("Radio Free Europe / Radio Liberty", США)
Россия и Беларусь: насколько крепки объятия ("Geopolitika", Литва)