Зачастую узбеки объясняют ловкость своего ума пословицей - они говорят одно, на уме другое, а когда что-то делают, не обращают внимания на то, что на уме.
Разумеется, это рискованно - пытаться конкретно интерпретировать то, что Министерство иностранных дел Узбекистана заявило в понедельник в Ташкенте, когда предположило, что 'реализация таких проектов' как российское решение по созданию второй военной базы в Киргизстане может как 'усилить процессы милитаризации', так и 'серьезно дестабилизировать ситуацию во всем регионе', не говоря уже о 'провоцировании различного рода националистической борьбы'.
Была это искренняя озабоченность, завуалированная угроза или простая риторика? Ранее в субботу президент России Дмитрий Медведев и его киргизский коллега Курманбек Бакиев подписали меморандум о российском военном присутствии в Киргизстане. Киргизстан уже принимает российскую авиабазу в Канте и четыре других российских военных объекта. На базе размещены порядка 400 российских военных из 5 воздушной армии, боевой истребитель Су-25 'Грач' и транспортный самолет Ми-8.
ОДКБ на перепутье
Подписанный в Бишкеке меморандум предполагает, что Киргизстан примет дополнительный российский контингент - возможно, батальон, и тренировочный центр для военнослужащих обеих стран. Изначально Москва предложила разместить батальон в качестве части ОДКБ на юге Киргизстана в Баткенском районе.
Меморандум подписан в рамках двусторонних отношений России и Киргизстана. Киргизстан заявляет, что он восприимчив к участию партнеров по ОДКБ в том, что касается новой базы, которая будет формализована соглашением в ноябре. ОДКБ включает в себя Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизстан, Россию, Узбекистан и Таджикистан.
ОДКБ находится на перепутье. Попытки Москвы трансформировать слабый альянс по безопасности в полноценный союз ни к чему не привели. Но дела в Центральной Азии не всегда идут так, как кажется на первый взгляд. Интригующим образом, 'конечное решение' по поводу новой базы было отложено до ноября.
Ташкент полагает, что в связи с ощутимым изменением геополитического расклада в Центральной Азии, стоит пересмотреть свои связи с ОДКБ. По крайней мере, в американцах вызывает трепет мысль о вызывающем поведении Ташкента в отношении Москвы. Центрально-азиатский базар взволнован слухами о том, что американский президент Барак Обама может вознаградить своего узбекистанского коллегу Ислама Каримова приглашением посетить Вашингтон.
Однако, русские знают узбеков лучших других, и ,кажется, работают в соответствии с планом. Российские действия по усилению своего военного присутствия в Киргизстане являются противодействием очередному американскому рывку в направлении Центральной Азии. Организация Североатлантического договора (НАТО) недавно провела заседание Форума по безопасности Совета по евроатлантическому партнерству в Астане, Казахстан. Это было первое заседание такого рода вне территории стран НАТО. Альянс действительно качнулся в сторону Центральной Азии, и Москва обеспокоена.
И тем не менее, тяжело представить, что Москва будет удивлена позицией Ташкента. Ташкент холодно отнесся к российскому плану по формированию ОДКБ. В прошлом декабре на официальном саммите ОДКБ в Боровом, когда Россия впервые подняла вопрос об идее создания Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) - 'способных соперничать с натовскими', Узбекистан отказался от участия.
Москва, тем не менее, продолжала продвигать идею, и когда создание КОСР было официально анонсировано на саммите ОДКБ в Москве 4 февраля, Ташкент занял двойственную позицию. Москва продолжила невзирая, и официально КОСР были созданы на встрече ОДКБ в Москве 14 июня. Неудивительно, что Узбекистан отказался от подписания.
Медведев сказал: 'Мы открыты к возможности того, что наши партнеры, не подписавшие эти документы, в итоге подпишут их позже, после некоторых раздумий и оценив ситуацию. Я имею виду Узбекистан, у которого есть ряд сомнений, но который не исключает саму вероятность подписания. Президент Узбекистана сказал, что он проанализирует определенные аспекты и примет решение на более поздней стадии'.
Ташкент дает сдачи
Однако, Ташкент не замедлил отреагировать. 23 июня Министерство иностранных дел Узбекистана обнародовало заявление, разъясняющее, что Ташкент поддерживает создание КОСР только для отражения 'иностранной агрессии', а не для разрешения так называемых замороженных конфликтов на пост-советском пространстве или размещения в ходе какого-либо внутреннего конфликта в границах государства-участника, - 'КОСР не должны превратиться в инструмент решения спорных вопросов не только в рамках ОДКБ, но и на территории СНГ'.
В заявлении говорится, что 'каждый член ОДКБ способен сам решить свои внутренние конфликты и проблемы своими собственными силами без вовлечения вооруженных сил из-за границы'. Подчеркивается, что всякое решение активировать механизм КОСР должно быть основано на 'абсолютном соблюдении принципа консенсуса'.
Москва учла глобальные перемены в узбекском внешнеполитическом курсе за последние год или два в направлении сближения с Западом и приняла взвешенное решение по выводу Ташкента. Комментаторы в Москве выразили недовольство тем, что партнеры по ОДКБ берут лучшее от обоих миров - получают щедрое внимание со стороны Запада, и одновременно пользуются мерами обеспечения безопасности и политической поддержкой России.
Но Ташкент был уже в такой ситуации. Десять лет назад Узбекистан вышел из ОДКБ для того, чтобы войти в спонсированную американцами ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия), покинул ГУУАМ (что и привело к ее преждевременной кончине) и выселил американцев из базы в Ханабаде в 2005.
Ташкент оценивает, что США и НАТО - в Афганистане всерьез и надолго, несмотря на завершающую фазу войны. Его приоритет - убедиться, что перелив с того берега Амударьи не составит угрозы узбекистанской безопасности. Сотрудничество с США и НАТО поможет заработать политический капитал. Кроме того, предоставление логистического содействия силам США и НАТО в Афганистане приносит неплохой доход. Российские компании роскошно зарабатывают, сдавая в аренду гигантские самолеты Антонова Америке для перевоза грузов в Афганистан. Узбекистан надеется оторвать кусок от прибыли, связанной с восстановлением Афганистана.
Но во-первых, Вашингтон даже думать не должен о 'смене режима' в Ташкенте. Второе, Вашингтон должен признать Ташкент в качестве ключевой центрально-азиатской столицы. США должны принимать во внимания беспокойства Узбекистана в отношении региональной стабильности в Центральной Азии. Узбекистан раздражен тем, что Казахстан все время его опережал в качестве региональной державы.
Все это может показаться слишком. Может ли Обама на самом деле принять взыскательные узбекистанские стандарты партнерства? Но на определенном уровне американские и узбекские интересы совпадают. Стратегическое расположение Узбекистана делает его замечательными воротами для расширения американского влияния на Центральную Азию. Ташкент, со своей стороны, мечтает о том, что стабильный Афганистан предоставит ему выход на мировой рынок - в обход российской территории. Ташкент чувствовал необходимость в создании политических связей с режимом талибов в Кабуле в 90-е годы.
Администрация Билла Клинтона разумно пособничала мечтаниям узбеков и вдохновила Ташкент на сотрудничество с Талибаном. Ловкая политика Обамы начинает с того, что оставил в наследство Клинтон.
Но фундаментальное противоречие все равно остается - остальные страны Центральной Азии негодуют от претензий Ташкента на региональную гегемонию.
...Но Москва его перехитрила
Неудивительно, что Москва сделала своим приоритетом связи с Бишкеком и Душанбе. Хотя Узбекистан - страна намного более крупная, с точки зрения афганской проблемы (и региональной безопасности), Таджикистан и Киргизстан являются жизненно важными активами. База на юге Киргизстана дает Москве контроль над регионом, а также защищает Бишкек и Душанбе от их Узбекского Большого Брата. Казахстан уступил намерениям России.
Москва предложила США миллиардный пакет помощи Бишкеку. Во время своего визита в Душанбе на прошлой неделе, Медведев намекнул на то, что Россия начинает 'новые крупные проекты' в Центральной Азии, схожие с ГЭС Сангтуда-1, на инаугурацию которой он прибыл. Медведев сказал: 'Россия очень ценит свои дружеские отношения с Таджикистаном, стратегическим партнером и союзником: Мы планируем ряд новых соглашений по сотрудничеству в энергетическом секторе и в геологоразведочной области. Мы надеемся на продуктивность новых решений наших правительств и межправительственной комиссии, которая проведет свое десятое заседание в Душанбе в сентябре'.
В принципе, российский подход отдавать предпочтение экономическому сотрудничеству с Киргизстаном и Таджикистаном - здравый. Но способность России спонсировать экономики стран Центральной Азии очень ограничена. Так или иначе, успех стратегии Кремля по расширению своего военного влияния в Центральной Азии напрямую связан со сплоченностью ОДКБ, а без активного участия Узбекистана ОДКБ недостает остроты.
Поэтому, события прошлой недели толкают ОДКБ в сумеречную зону. Пострадала динамика внутри ОДКБ. Российское доминирование продолжается, но ее способность возглавлять организацию находится под угрозой из-за многочисленных перетягиваний с участием стран-членов. В свою очередь, это может повлиять на безопасность в Центральной Азии.
Китай будет обеспокоен. В People's Daily сетовали на то, что ОДКБ не смогла занять единую позицию перед лицом 'интенсификации проникновения НАТО в регион', что 'предполагало срочную необходимость в превращении организации из военно-политического альянса в мультифункциональную международную организацию'.
С точки зрения Пекина, Россия может эффективно противостоять 'вестернизации соседних стран' только посредством открытого подхода, а не с помощью беззастенчивого перетягивания сфер военного влияния.
В статье делается вывод с дружелюбной критикой: 'ОДКБ может расти и развиваться на международном уровне только в том случае, если начнет придавать значение проблемам стран-участниц в социальной, экономической сферах, в сфере безопасности, начнет сотрудничать с другими международными организациями и заслужит международное признание в борьбе с наркотиками и контрабандой оружия'.
Но Китай-то ведь идет своим путем, и точно так же поступает и Россия.
Посол М К Бхадракумар был дипломатом министерства иностранных дел Индии. Он работал в представительствах в Советском Союзе, Южной Корее, Шри-Ланке, Германии, Афганистане, Пакистане, Узбекистане, Кувейте и Турции.