Прямо как в анекдоте: встретились русский, украинец и немец. Действительно встретились, в одном уютном местечке. А тут как раз гроза разразилась - и они укрылись в помещении, где работал телевизор. И включен он был на российском канале. А там шли новости...
Первым не выдержал, ясное дело, украинец.
-- Люди добрые! - возмущенно хлопнул он себя по коленям. - Видал, как они своих президентов выставляют? - и развернулся к собеседникам, простирая к экрану возмущенную руку. - Один у них и на байдарках, и с молодежью, и в Интернете, второй - и в сверхзвуковом, и в батискафе - ну прям, и кузнец... - запнулся вдруг украинец: на экране Путин по-ученически старательно стучал молотом в прибайкальской деревенской кузне, - ...и швец... - не сводя глаз с экрана, медленно договорил он, - ...и на дуде изобразит, если надо...
- Ну, ваш новенький тоже за рулем комбайна засветился, - приободрил его русский, а немец, подняв бровь, тихо повторил: 'Своих президентов...'.
- Ты кого имеешь в виду? - не понял украинец.
- Ну, этого, Яценюка, кандидата в президенты, чьи косточки сейчас вся Украина перемывает", - уточнил русский.
- А-а. Да кому на Украине косточки не перемывают, скажи? - пожал плечами украинец. И задумчиво продолжил: - Ты знаешь, а может быть, так и надо? Надо, чтобы президент в каждых новостях радовал народ этой вот кормежкой тюленя килькой:
- ...белухи лососем, - поправил его русский, многозначительно подняв палец.
- Да не все ли равно! - отмахнулся украинец. - Вроде бы и понятно, что это 'театрализованное представление' - идет пиар, на смеси американского с нижегородским, работает команда политтехнологов, продумывает эффектные поступки первого лица страны:
- ...вообще-то, первое лицо - это все-таки Медведев, - уточнил немец, - а белуху только что, как ты видел, кормил Путин:
- ...главное, чтоб он на самом деле их совершал, - не обращая внимания, раздумывал вслух украинец, - и от этого была бы польза, правда? У нас-то с советских времен рвотный рефлекс на ежедневные телеотчеты о каждом чихе мумифицированного генсека. Видимо, продолжает срабатывать... Но, может, нехай показывают? Мы же забываем, что после нас, совков, выросло поколение: лопат. Им, не болеющим нашими болезнями, не знающим той жизни, сейчас надо все перелопачивать. И рядом явно нужен кто-то 'взрослый', 'герой нашего времени', как мы писали в сочинениях. Вот ваши имиджмейкеры и пытаются сделать таким президента - наш-то вон какой, все может, все знает, все хочет знать! Я даже точно не могу сказать, что я при этом испытываю: то ли бешенство, то ли восхищение... Наверное, обиду. Уж очень хочется, наконец, и своего, украинского сильного лидера, да просто нормального политика узреть. Чтоб дети не с Мазепы или Бандеры свой портрет рисовали. Кстати, наш 'новенький', Яценюк, в одном интервью на вопрос, собирается ли он стать украинским Путиным, ответил, что будет самим собой, скромно добавив, что Украине нужен сильный лидер. Но в чем был прав - в России, возможно, и нужна сильная рука, а Украина ее тут же съест! До выборов все будут кричать - дайте нам сильную руку, дайте! А только выберут - на второй день начнется 'Геть!' и 'Ганьба!'.
- Ну ты даешь, - удивился русский. - Впервые разговариваю с хо... украинцем, который ругает своих.
- Это потому, что ты только мо... русские газеты и телик смотришь, - ответил тот. - А у нас ругать своих - национальная забава. У нас, в отличие от вас, - поддразнил он русского, - такая свобода слова, что все слова уже в 'тот' адрес сказали.
- Может, лучше сказали бы, что они хорошего сделали? - миролюбиво предложил немец. - Все-таки вы их за что-то выбирали.
- Да, выбирали и ожидали. А не случилось. Вот России кого ни предложи - сами знаете, - того сразу же начинают страстно любить и хотеть от него детей рожать. Сейчас любят сразу двоих: А у нас троица - 'любi друзi', пиар - бесконечные разборки и поливание грязью, предвыборная кампания - на костях покойного Гонгадзе, да пугание друг друга Пукачом. Так уже достали, что лучше бы все трое ушли! Но ведь не уйдут, помяни мое слово. Перетасуют в очередной раз свою колоду, поменяются местами, поувольняют друг друга, потом восстановят - и ай да песня хороша, начинай сначала.
- А ты что молчишь? - повернулся украинец к немцу. - Тебе какие президенты больше нравятся?
Немец виновато развел руками:
- Я ведь европеец, а у нас самый лучший президент тот, который не мешает тебе жить, растить детей, работать, зарабатывать, отдыхать...
- Нашел, у кого спрашивать! - перебил его русский. - Да у них Ангелка пообещала избирателям, что в случае переизбрания не будет вводить ограничений скорости на автобанах. Вот это я понимаю - предвыборная кампания!
Немец хотел было возразить, но почему-то передумал и лишь вздохнул.
Вместе с ним вздохнули и русский с украинцем. Каждый - о своем.
_________________
Три цвета совка ("Украинская правда", Украина)
Десятилетие с Путиным ("Radio Free Europe / Radio Liberty", США)