Это факт: в августе ничего не происходит. На Северное полушарие опускается завеса жары. Закрываются магазины. Разъезжается по домам Конгресс. Вашингтон заполняется стажерами, а Париж кишит туристами. Даже русские уезжают в лес собирать грибы.
Да, в августе ничего не происходит. За исключением, как мы все знаем, тех моментов, когда происходит что-то ужасное. В августе началась Первая мировая война. В августе Саддам Хусейн начал свое вторжение в Кувейт. В августе "Аль-Каида" готовилась взорвать Всемирный торговый центр. Все это не случайно. Если вы хотите застать врасплох американскую администрацию, делайте свои черные дела тогда, когда президент в отпуске.
Иными словами, август это то время, когда все мы должны готовить свои запасные планы, вычерчивать смену курса, продумывать возможные изменения в парадигме действий. Но никто этого не делает, потому что все уезжают отдыхать на остров Мартас-Винъярд или, по крайней мере, в Оушн-сити (излюбленные места отдыха американцев на восточном побережье США - прим. перев.). Поэтому для стажеров, которые занимают рабочие места на время отпусков всех остальных, я подготовила перечень кризисов, потихоньку кипящих на задней конфорке, но способных в августе перелиться через край.
Иран. Сейчас в Тегеране проводится серия показательных судебных процессов. Революция пожирает своих детей: десятки лидеров оппозиции среднего уровня, многие из которых являются членами бывшей элиты, участвуют в весьма необычном публичном представлении, моля о пощаде и признаваясь в невероятных преступлениях. Бывший вице-президент Исламской республики попросил суд дать ему максимально возможное наказание. На скамье подсудимых сидят также французские и британские "шпионы". Видимо, это своеобразная проверка для Запада: муллы хотят узнать, как мы отреагируем на вторую, грядущую серию арестов, в ходе которой будут схвачены руководители оппозиции высшего звена, такие как "проигравший" кандидат в президенты Мир Хосейн Мусави (Mir Hossein Mousavi) и бывший президент Али Акбар Хашеми Рафсанджани (Ali Akbar Hashemi Rafsanjani). Действительно, как мы на это отреагируем? План А состоял в том, чтобы разговаривать с иранцами спокойно и рассудительно. А каким будет план Б?
Снова Россия и Грузия. Прошел год с тех пор, как русские танки пересекли границы Грузии и приблизились к ее столице Тбилиси на расстояние пушечного выстрела. В ознаменование годовщины тех событий югоосетинские "сепаратисты" швырнули гранаты в грузинский и российский блок-посты, а таинственные хакеры, предположительно, русские, временно отключили сети Twitter и Facebook по всему миру, чтобы заблокировать какого-то грузинского блоггера. Грузия и Россия обвиняют друг друга в разжигании нового конфликта. Именно это происходило прошлым летом накануне начала боевых действий. Что, если Россия снова нападет? План А состоял в том, чтобы нажать "кнопку перезагрузки" в отношениях с Кремлем. А каким будет план Б?
Афганистан. Там идет усиление группировки, а на 20 августа намечены выборы. Хотя талибы скрылись в горах, когда южные провинции заполнили новые подразделения американских войск, боевики начинают мстить другими способами. Они перемещаются в города и на мирный до сего времени север и запад страны. Кое-кто считает, что сейчас главная цель талибов состоит в том, чтобы сорвать выборы и дискредитировать победителя. Для обеспечения стабильности в Афганистане нужно легитимное правительство, и это знают все. В Кандагаре трех женщин-кандидаток в парламент выгнали из дому. Дом еще одной женщины сожгли дотла, потому что она осмелилась выставить свою кандидатуру на выборах. Нападения боевиков по всей стране усиливаются, а не ослабевают. Ожидается, что накануне и сразу после голосования ситуация еще больше ухудшится. План А состоял в том, чтобы раз и навсегда наголову разгромить талибов путем масштабного наращивания сил и средств в Афганистане и создания более или менее приемлемого правительства. А каким будет план Б?
Ирак. Не буду изощряться на эту тему, потому что иракский кризис тлеет годами, и нет никаких особых оснований думать, что нынешний август будет чем-то отличаться от предыдущих. Но поскольку я уже испортила ваш очередной день отдыха на пляже, перечисляя все эти ужасные сценарии, то почему бы для полноты картины не добавить в этот коктейль и Ирак? В конце концов, наша нынешняя политика состоит в том, чтобы передать власть иракским войскам, а самим вернуться домой. Но что мы будем делать в случае какого-нибудь эффектного инцидента, скажем, обстрела одной из оставшихся американских баз или похищения американских военнослужащих? Снова начнем командовать в Ираке? Или все равно вернемся домой? Кто-нибудь думал об этом? Надеюсь, что да.
По крайней мере, есть надежда, что кто-то подумал обо всем этом до того, как отправиться в отпуск. Хорошего вам августа.
________________________________________________________
Недалеко от дома и с телефоном под рукой: как проводят лето мировые лидеры ("The Guardian", Великобритания)