Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, тяжело раненный в результате покушения, выписан из московской клиники и вскоре приступит к своим обязанностям. Удастся ли ему справиться с новым витком насилия в республике, рассуждают оппозиционер Магомед Хазбиев и политолог Иван Сухов.
Как сообщил в интервью корреспонденту Радио Свобода пресс-секретарь президента Калой Ахильгов, из больницы Евкуров направится в один из санаториев Подмосковья. Затем ингушский президент должен прилететь в республику.
- Как себя чувствует президент Ингушетии? Когда приступит к работе?
- Юнус-Бек Евкуров чувствует себя прекрасно, доволен работой врачей, которые очень качественно подошли к лечению. Ближайшие дни он проведет в одном из санаториев, где пройдет курс реабилитации, и по окончании курса реабилитации мы ожидаем, что он прилетит в Ингушетию.
- Несколько дней назад в ЖЖ вы разместили видео покушения на Юнус-Бека Евкурова, снятое мобильным телефоном. Каково происхождение этого видео и поможет ли оно в расследовании?
- Это видео давно уже находится у соответствующих силовых ведомств. Снималось оно на телефон с монитора, когда его просматривали. Поможет ли расследованию? Я думаю, да. Я думаю, что на основании этого либо подобного видео были сделаны первые заявления относительно того, что в покушении участвовала черная "Тойота". Это видео в республике ни для кого уже не секрет, оно ходит из телефона в телефон. Как произошла утечка? Наверное, все-таки, по недосмотру МВД.
- Не опасно ли Юнус-Беку Евкурову возвращаться к своим обязанностям? Не появлялись ли на сайтах сепаратистов сообщения о мести?
- Если обращать внимание на все сообщения, которые появляются на сайтах сепаратистов, можно просто сидеть дома. Реагировать на популистские заявления руководитель субъекта федерации не должен. Никакой боязни нет, и работать он будет так же, как и прежде - в штатном режиме
- Будут ли приняты усиленные меры безопасности? На президента Зязикова тоже неоднократно покушались, но покушения не удавались.
- Естественно, будет корректировка деятельности охраны. Будут предусмотрены меры в соответствии с правилами и нормами, которых требует охрана высшего должностного лица федерального уровня. Нельзя сказать, что автомобиль Зязикова был более бронирован, поэтому Зязиков тогда получил царапины, а сейчас человека чуть не убили. Это зависит от способа покушения. И это все вопросы к специальным службам, которые в будущем все эти моменты будут учитывать.
За время правления Юнус-Бека Евкурова количество случаев насилия в республике увеличилось, заметил в интервью корреспонденту РС один из лидеров ингушской оппозиции Магомед Хазбиев.
- Ничего в республике не меняется. Мы увидели ту же картину, которая была при Зязикове. Те же лица на телевидении, которые говорят, что нам ничего не нужно, мы живем очень прекрасно. А во время болезни Евкурова у исполняющего обязанности президента Рашида Гайсанова вообще не было желания с нами говорить.
- Отношения оппозиции с властью обострились во время отсутствия Евкурова?
- У нас и во время его присутствия нормальных отношений не было с февраля - марта. Когда же Рамзан Кадыров высказался, что хочет править республикой, мы хотели созвать съезд народа Ингушетии. Народ просил митинг, но я не мог выводить людей на улицу, потому что мог произойти теракт. Поэтому мы пришли к единому мнению, что будем проводить съезд. Но так как сегодня Евкуров в нормальном состоянии и в ближайшее время приступит к работе, я думаю, говорить о съезде пока не будем.
А так, в общем, ситуация в республике не изменилась. Евкуров ничего не смог поменять. Количество убийств только удвоились. При Зязикове за один год убитых было 227 человек, а вчера я узнал точную статистику - за полгода правления Евкурова убито 209 человек. Поэтому за год убитых может быть в два или в три раза больше, чем при Зязикове.
Почему президенту Евкурову не удается нормализовать обстановку в Ингушетии и как в республике складываются отношения власти и оппозиции, рассуждает политолог Иван Сухов.
- Я бы я не преувеличивал обострение отношений между властью и оппозицией в Ингушетии. Надо отдавать себе отчет в том, что ингушская оппозиция - достаточно небольшая группа лиц. Если мы ведем речь не о вооруженной оппозиции, которая сражается за идеалы шариата в лесу, а о гражданской оппозиции, которую представляет Хазбиев. Они пытались несколько раз провести митинги по разным поводам. В случае отказа в праве проведения митинга они получают приглашение на собеседование в администрацию. С ними разговаривают, их слушают. Это не отказ без объяснения причин.
Когда пришел Евкуров, он сразу же встретился с представителями гражданской оппозиции. В какой-то момент показалось, что они говорят об одних вещах и у них одни цели. Поэтому оппозиция объявила о прекращении сопротивления. Был распущен альтернативный парламент, который состоял из представителей 22 ингушских тейпов. Была видимость полного согласия во всем. Это было закреплено тем, что Юнус-Бек Евкуров пригласил в администрацию и в правительство ярких представителей оппозиции. Многие из них так и остаются на своих местах. Но потом, с течением времени, конечно, появились проблемы.
Первое, что оппозиционеры предъявляют действующей ингушской власти, - то, что снова возросло количество неприятностей, связанных с издержками борьбы с диверсионным подпольем. Я говорю об исчезновениях людей, случаях пыток и внесудебных убийствах. По данным оппозиционеров, все это снова активизировалось. Это первая и самая серьезная претензия, которая предъявляется и Евкурову, и тем людям, которые вместо него остались.
С каждым днем все больше нарастает напряженность, связанная с силовыми операциями. При этом силовой блок не подчиняется Евкурову, он зависит от Москвы. Евкуров не может своим решением снять прокурора или поменять министра внутренних дел.
Сейчас появились слухи о скорой отставке полномочного представителя президента в Южном федеральном округе Владимира Устинова. Устинов - не самый лучший полпред на юге. Он не выдерживает сравнения со всеми своими предшественниками. Его деятельность на этом посту практически незаметна. Но что касается возможного кандидата в сменщики - генерала Аркадия Еделева, который сейчас координирует террористические мероприятия в Чеченской республике и является заместителем министра внутренних дел Российской Федерации Рашида Нургалиева, то это предложение вообще не выдерживает критики.
К сожалению, в Ингушетии есть группа чиновников и силовиков, которые связаны разными формальными и неформальными способами с господином Еделевым. Оппозиционеры считают - и с ними согласится внимательный наблюдатель - что именно из-за этой группы чиновников и силовиков ситуация в республике становится еще сложнее, чем могла бы быть. Остается только надеяться, что выбор будет сделан в пользу другой кандидатуры. Потому что, к сожалению, назначение Еделева будет расценено, как жест полного презрения к интересам Кавказа со стороны федерального центра.
________________
Рамзан Кадыров: Я служу народу ("Radio Free Europe / Radio Liberty", США)
"Война и мир" по-кавказски ("Sunday Herald", Великобритания)