23 апреля министерства иностранных дел Турции и Армении объявили о принятии так называемой 'дорожной карты', цель которой - нормализация двусторонних отношений. И, похоже, есть надежда, что турецко-армянская граница откроется до 14 октября - в этот день национальные команды встретятся в турецком городе Бурса в отборочном матче чемпионата мира по футболу.
Ранее Турция неоднократно заявляла о нежелании переговоров с Арменией относительно границы (граница на замке с 1993 года, когда Анкара в карабахском конфликте поддержала Азербайджан). Тем не менее, два года назад при содействии департамента иностранных дел Швейцарии и активном посредничестве США начались переговоры, весомым результатом которых стал вышеупомянутый план поэтапного урегулирования отношений между Анкарой и Ереваном.
6 сентября 2008 года на футбольном матче в Ереване по приглашению армянского президента С. Саркисяна присутствовал президент Турции А. Гюль. Этот его приезд стал событием грандиозного значения. Армяне матч проиграли, но 'футбольная дипломатия' сделала свое доброе дело: вскоре после Давосского саммита (он проходил в январе 2009 г.) последовало соответствующее приглашение в адрес армянского президента. С. Саркисян приглашение принял, но заявил, что поедет на футбол только через открытую границу.
Ереван уверяет, что нормализацию армяно-турецких отношений не связывает с признанием Турцией факта геноцида армян. И в ответ надеется, что для Турции не станет точкой преткновения Нагорный Карабах.
Директор Института востоковедения Академии наук Армении Р. Сафрастян в прошлом году заявил, что больше желания улучшать отношения наблюдается у Турции. Дескать, Анкара неоднократно предлагала создать совместную группу историков, чтобы исследовать события, имевшие место в начале XX века, и дать ответы на важные для обеих сторон вопросы. Однако, по словам востоковеда, не проявил интереса Ереван: армяне хотели бы разбираться по существу, между тем как турки все еще продолжают задавать вопрос, а был ли геноцид армян, несмотря на то, что он де-факто признан многими государствами.
У Турции и Армении свои причины для улучшения отношений. По мнению армянского политолога А. Искандаряна, в ряду этих причин для Турции основные - интеграция в Европу и демократизация собственной страны. Свою роль сыграла и война в Ираке: Турция отмежевалась от политики США (на севере Ирака фактически образовано курдское государство), активизировала действия по нормализации отношений с соседями. К тому же, после российско-грузинской войны Турция старается вести более активную 'игру' на Кавказе (правда, это невозможно без Армении).
Хорошие отношения с Анкарой нужны и Еревану. С 1993 года главными экономическими партнерами Армении являются Россия и Иран, однако ¼ оборота приходится на 'теневую торговлю' с Турцией. Установление дипотношений и открытие границы, разумеется, расширило бы сотрудничество. К тому же, Армения уже начинает тяготиться ролью 'сателлита России'. Приведенные аргументы свидетельствуют о том, что назревает потепление в армяно-турецких отношениях. А как быть с Азербайджаном? Его МИД заявил, что намерен принять меры, если из повестки дня турецко-армянских отношений будет изъят вопрос о Нагорном Карабахе. Одна из таких возможных мер - приостановка поставки в Турцию энергоресурсов.
Портал Panorama.am, резюмируя, что 'Турция попала в свою же ловушку', цитирует политолога Л. Мелик - Шахназаряна, по словам которого, Анкара не станет предпринимать ничего такого, что пошло бы во вред Баку. Турецкая газета 'Заман', в свою очередь, акцентировала слова министра иностранных дел А. Давидоглу, 21 июля заявившего, что в отношениях Турции и Армении возможны 'положительные сдвиги', но нужны переговоры с Азербайджаном.
Ну что ж, подождем 'положительных сдвигов'. На первых порах - до октябрьского футбольного матча. Ведь спорт - это то, что сближает народы и открывает границы.
________________
Забыв на время о прошлом, армяне едут на отдых в Турцию ("EurasiaNet", США)
Лидеры Армении и Азербайджана ведут в Москве переговоры по Карабаху ("Reuters", Великобритания)