Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Он знает, что Россия сделала прошлым летом

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Больше того, самый известный в Грузии эстонец Март Лаар предсказывает начало новой грузинской войны.

Больше того, самый известный в Грузии эстонец Март Лаар предсказывает начало новой грузинской войны.

Эстония, считает Лаар, должна вместе с Европой принять превентивные меры. Например, написать в школьных учебниках, 'как это было' в прошлом августе по эстонской версии. А все потому, что Грузия - ключевой участник антигазпромовского проекта Nabucco. Подробнее об этом советник Михаила Саакашвили рассказывает читателям 'ДД' ниже.

Грузия... ой, то есть Россия

- С момента начала войны в Южной Осетии прошел год. Удалось ли вам за это время составить абсолютно ясную картину произошедшего?

- Думаю, ничего неясного в августовских событиях и не было. Единственное, что тогда было неясно и что сегодня можно сказать - грузинская экономика выдержала войну. Несмотря на все сопровождавшие ее несчастья, Грузия смогла сохранить экономический рост - ВВП в первом квартале вырос на один процент. Грузинская экономика по-прежнему получает высокую оценку в мире. Как МВФ, так и Всемирный банк продолжают поддерживать их экономические реформы. Разумеется, сегодня всех волнует другая проблема, но это уже совсем другой вопрос.

- Вы утверждаете, что события августа прошлого года могут в ближайшее время повториться...

- Да. Агрессивность России в отношении Грузии очевидна. Желание России...

- Почему вы так считаете? В чем проявляется российская агрессивность?

- Посмотрите, например, как начиналась предыдущая война. Она начиналась с российских военных учений прямо у границ Грузии. С тех пор ничего не меняется. Грузия... ой, то есть Россия полностью милитаризовала территории, по международному праву принадлежащие Грузии. Россия оккупировала эти территории. Продолжаются провокации в адрес международных наблюдателей от ООН и США, которые находятся в зоне конфликта. Все это однозначно показывает, какие сейчас у России намерения. Но в данный момент в руководстве Евросоюза есть политики, которые хорошо знают Россию и то, что происходило все эти годы в Грузии. Думаю, действия ЕС - основная причина того, что по крайней мере до сих пор вооруженного конфликта не повторилось.

- Получается, для вас не вопрос, кто начал прошлогоднюю войну? Несмотря на то, что расследование международной комиссии продолжается до сих пор.

- Дискуссии продолжаются, но ясно одно: в ходе военных действий ни один грузинский солдат не выходил за пределы своей территории. То, что произошло, например, в Южной Осетии, можно трактовать как угодно. Но ни один грузинский солдат не входил на спорную территорию Абхазии. Наоборот, абхазские и российские силы атаковали грузин. В том, что действительно произошло год назад, не может быть никаких сомнений.

- Иными словами, юридически правда за грузинами?

- Да, но международное право сегодня мало кто принимает в расчет. Имело ли смысл грузинам поддаваться на провокации - другое дело. А если рассматривать с правовой точки зрения, то никаких вопросов здесь нет.

Цель ?1 - избежать новой войны

- Общались ли вы как советник с Михаилом Саакашвили накануне августовской войны?

- Непосредственно перед началом войны - нет. К счастью, я только экономический советник. А незадолго до того мы действительно встречались. Могу подтвердить, что у президента ни в коей мере не было предчувствия, что скоро начнется война с Россией. Я вообще считаю, это была самая большая ошибка руководства Грузии. Никто не допускал возможность российской атаки. Грузины на самом деле не верили в это!

- Что бы вы посоветовали Саакашвили сейчас, когда идут разговоры о новой войне?

- Посоветовал бы сохранять спокойствие. И не забывать при этом, что на помощь может никто не прийти.

- То есть постараться избежать войны?

- Точно. Грузия нуждается в чем угодно, только не в войне. Следует избегать вооруженных конфликтов настолько, насколько возможно. При этом надо рассчитывать на свои силы.

- Так будет, по-вашему, новая война или нет?

- Думаю, да, если посмотреть на поведение России, на все факты, накопившиеся в последние месяцы.

- Зачем это нужно России?

- России война нужна потому, что не были достигнуты цели предыдущей. Кто сейчас поверит в то, будто целью России было освобождение Южной Осетии от грузинского ига? Россия хотела сместить правительство и президента Саакашвили, чтобы заблокировать реализацию Nabucco и других проектов, которые, как известно, без участия Грузии не смогут работать. Это была настоящая цель, и она не была достигнута: Саакашвили остался у власти. И это не моя догадка. Все становится ясно, если послушать российских представителей. В России хватает сил, заинтересованных в свержении Саакашвили. Задача Евросоюза во многом была в том, чтобы, во-первых, в свое время эта война прекратилась и, во-вторых, не допустить развязывания новой. В Грузии, к счастью, по-прежнему работают наблюдатели ЕС. Они останутся там, несмотря на российские провокации.

- Получается, Эстония должна снова поддержать Грузию, действуя в русле внешней политики ЕС?

- Я думаю, Эстония до сих пор следовала линии Евросоюза во всех этих вопросах, и это продолжится в будущем. Эстонская политика в отношении Грузии не отличается от общеевропейской. Хорошо, что так. Благодаря полученному там год назад опыту, мы смогли рассказать европейским коллегам, что произошло в Грузии.

- Но год назад Эстония, в отличие от остальных стран-членов ЕС, сразу отправила туда добровольцев, пусть и без оружия...

- Ну, их отправило не эстонское государство, они сами поехали. Добровольную поддержку Грузия получала отовсюду. Российский план провалился усилиями Европейского cоюза. И не только благодаря одному ЕС: если бы грузины не сопротивлялись в течение первых трех дней, произошло бы то же самое, что в 1956 году в Будапеште и в 1968 году в Праге.

Российская агрессивность - наследие советской

- Вы говорите об агрессивности соседней страны. Можно ли в кризис урезать бюджет Минобороны или нельзя ни на цент, потому что рядом такая агрессивная Россия?

- Нельзя, конечно. Если рассуждать разумно, у нас нет причин существенно увеличивать расходы на государственную оборону. Но уменьшать расходы точно не стоит.

- Как вы себя чувствуете после того, как вашу российскую визу аннулировали? Не жалеете, что были настолько резки в отношении России?

- Хо-хо... (смеется). Я не чувствую ничего такого. Я вижу это скорее признанием моих заслуг. И не столько в грузинском вопросе, сколько в деле осуждения преступлений коммунизма. Я предполагал, что дело так пойдет. Россия очень болезненно реагирует на попытки уравнять нацистские преступления с коммунистическими. Было бы трудно ожидать от России чего-либо другого.

- Видится ли вам здесь связь с грузинскими событиями?

- Дело в позиционировании нынешнего российского руководства. У него тот же менталитет, который был у Советского Союза, отсюда и попытки оправдания сталинских преступлений. Связь агрессивности с советским менталитетом тоже просматривается.

- Как будут отражены события августа прошлого года в эстонских школьных учебниках? Ученикам преподнесут их как агрессию России?

- Думаю, их отразят так же, как в остальной Европе. Эстония ведь - европейская страна... Чтобы уменьшить агрессивность России, нужно действовать до, а не после возможной агрессии. Плохо, что это не все понимают.

- Если восточноевропейские политики коллективно взывают к Обаме с просьбой быть поближе к ним и поосторожнее в диалоге с Россией - выходит, Эстонии сейчас тоже есть, чего бояться, как и Грузии?

- Знаете, я бы не говорил так. Вопрос касается не только Эстонии, он намного шире. Европейским странам, несомненно, надо действовать сообща до того, как у нас будут большие неприятности. Чтобы не удивляться потом: а как такое могло вообще случиться? Как в Грузии год назад удивлялись. Такая должна быть задача.

- А свою задачу в Грузии вы считаете выполненной?

- Можно сказать, что я даже перестарался. Реформировать в грузинской экономике, по большому счету, уже нечего. Индекс успешности Грузии по оценке Всемирного банка сейчас выше эстонского.

Комментарий редактора:

Все в Грузии хорошо, когда бы не Россия, считает Март Лаар. Однако не далее как два месяца назад премьер Грузии Ника Гилаури заявил, что по итогам 2009 года спад в грузинской экономике составит 1,5% вместо ожидаемого роста на 1%. Правительство связывает спад не столько с прекращением иностранных инвестиций, сколько со снижением экономической активности в связи с политическим кризисом.

Преувеличивает эстонский политик и оценку состояния грузинской экономики в мире. Во всяком случае, еще в начале февраля в отчете давосского Всемирного экономического форума Грузия по своей конкурентоспособности занимала 'почетную' 90-ю позицию благодаря высокому уровню инфляции, неэффективному правительству, политической нестабильности и ограничениям на рынке труда. Хваленые грузинские реформы в отчете были оценены негативно. Стоит ли напоминать, что на одних только паях Банка Грузии сам Март Лаар потерял три четверти их стоимости?

Характерно, что сам Саакашвили стремится представить грузинскую экономику благополучной, лишь когда речь заходит о России: 'Наш народ сохранил единство, и экономика не обвалилась... Сегодня экономика России и большинства европейских стран намного в худшем положении, чем экономика Грузии', - заявил он недавно, забыв о том, как за некоторое время до того рассказывал зарубежным бизнесменам о том, что 'всемирный кризис серьезно коснулся Грузии', так же как и акции грузинской оппозиции. За счет чего спад не оказался фатальным, тоже понятно. Вице-президент США Джо Байден, выступая в грузинском парламенте, констатировал, что 'Грузия на душу населения сейчас получает самую большую в мире американскую помощь. И такая поддержка будет продолжаться и впредь'. Какую роль играет 'экономическое советничество' Лаара в том, что грузинская экономика еще не рухнула, вопрос десятый.

Факты: год 2009-й

29 июля МВД Грузии заявило об обстреле грузинского села Никози со стороны Цхинвала. В тот же день представители Южной Осетии сообщили, что, наоборот, Цхинвал был обстрелян со стороны Никози. Минобороны РФ утверждает, что 'в период с 29 июля по 1 августа столица Южной Осетии подвергалась неоднократному минометному и гранатометному обстрелам'.

31 июля поддерживаемый Россией президент Южной Осетии Эдуард Кокойты предъявил претензии на Трусовское ущелье, которое является частью грузинской территории.

3 августа грузинский МИД обвинил Россию в попытке захватить новую грузинскую территорию, объявив о том, что российские войска вторглись в деревню Квеши Горийского района и установили там пограничные столбы. Позднее было сообщено, что россияне столбы убрали.

4 августа Кокойты освободил премьера Южной Осетии Асланбека Булацева от должности по состоянию здоровья. Вместе с Булацевым в отставку уходит все правительство. Новым премьером назначен гендиректор челябинской строительной фирмы 'Вермикулит' Вадим Бровцев. Кокойты заявил, что новый премьер получит часть президентских полномочий. Российские военнослужащие, находящиеся в регионе, приведены в состояние повышенной боевой готовности.

5 августа власти Южной Осетии закрывают границу с Грузией. Официальная причина - риск проникновения из Грузии 'свиного' гриппа. Решение принято после совещания Кокойты с руководителями силовых структур, созванного в связи с 'последней серией провокаций грузинской стороны'.

Обсудить публикацию на форуме

________________

Грузия снимает с себя вину перед публикацией отчета ЕС ("Spiegel", Германия)

Рамаз Сакварелидзе: Любая военная стычка будет использована Кремлем как повод к новой войне ("Georgian Times", Грузия)