Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Перебежчик из узбекского СНБ говорит о преступлениях Каримова

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Бывший офицер Службы национальной безопасности Узбекистана (СНБ) Икром Якубов, бежавший в Великобританию, заявил в интервью Би-би-си, что президент Узбекистана Ислам Каримов лично отдает приказы об уничтожении своих противников и пытках.

Бывший офицер Службы национальной безопасности Узбекистана (СНБ) Икром Якубов, бежавший в Великобританию, заявил в интервью Би-би-си, что президент Узбекистана Ислам Каримов лично отдает приказы об уничтожении своих противников и пытках.

"Этот кошмар всегда со мной - я не могу нормально спать. Когда я засыпаю, я вижу во снах все эти ужасы", - рассказал Якубов в программе Newsnight с Питером Маршаллом.

Икром Якубов - первый офицер спецслужб Узбекистана, бежавший на Запад и решивший публично рассказать свою историю. По его словам, он представитель целой династии офицеров госбезопасности: его дед был одним из основателей службы, ставшей в последствии республиканским КГБ, в органах служил и отец Икрама.

Якубов признается, что начал сотрудничать со службой национальной безопасности, когда ему не было и 16 лет.

"Я был информатором секретных служб, следил за мнениями среди школьников и студентов и собирал информацию, - рассказывает 28-летний Якубов на хорошем английском. - Мне нравилось это. Я был счастлив, потому что еще с детства мечтал рабоать в разведке. Я всегда хотел стать легендарным разведчиком, как и мой дед".

Впоследствии Икром Якубов, по его собственным словам, проходил подготовку в Узбекистане и в одном из центров спецподготовки в России, где его учили пользоваться различными видами оружия.

"Инструкторы из ФСБ учили нас владению оружием, владению ножами, и тому, как убивать голыми руками", - рассказывает бывший офицер СНБ, утверждая при этом, что использовать полученные навыки ему не приходилось.

При этом он признает, что принимал участие в незавершенной операции по устранению одного из лидеров узбекской оппозиции, проживавшего в Турции.

Приказы президента

Якубов говорит, что выполнял прямые указания президента Узбекистана Ислама Каримова, который правит страной уже 20 лет.

"Если вы откажетесь выполнить его приказ, он уничтожит вас, - говорит экс-офицер СНБ. - Например, если [Каримов] кого-то посчитает своим врагом, то нам приказывают, убить этого человека. И мы должны выполнять приказ".

Якубов рассказывает о методах работы спецслужб с задержанными.

От подозреваемых обычно требовали подписать чистосердечное признание. "Конечно, невинные люди отказывались подписывать. После этого следователи пытали их, - говорит Якубов. - Это происходит всегда. Систематически".

Часто для пыток использовали кипящую воду. Якубов рассказывает, что подозреваемым надевали противогаз и заливали в него кипяток. "Я думаю, что многие люди в результате этих пыток погибли", - считает бывший сотрудник СНБ.

Крейг Маррей, работавший с 2002 по 2004 год послом Великобритании в Узбекистане, также говорит о том, что пытки - стандартный метод, применяемый узбекскими спецслужбами и правоохранительными органами.

"Это не единичные случаи, это происходит с тысячами людей каждый год", - говорит бывший посол. При этом Маррей полагает, что как бывший сотрудник спецслужб Якубов и сам неизбежно должен был участвовать в пытках.

Сам Икром Якубов утверждает, что никогда никого не пытал: "Но я много раз видел, как пытали людей", - говорит он.

В эфире Newsnight Питер Маршалл попытался выяснить, каким образом бывший офицер СНБ так много знает о пытках, которые "систематически проводили" его коллеги, но сам этим не занимался. Якубов отвечал односложно.

- Вы были в том же помещении, [где пытали людей]? - спрашивает корреспондент.

- Да.

- Но лично не причиняли боли?

- Нет.

- Вы отдавали приказы, чтобы кому-то причиняли боль?

- Нет.

- Но вы знали, что вследствие вашей работы кого-то будут пытать?

- Это была моя обязанность, выполнять приказы президента. У меня не было выбора.

"Если ее поймают, она будет мертва"

Икром Якубов говорит об опасности для живущих за границей узбекских оппозиционеров и журналистов.

Журналист Шахида Туляганова живет в Лондоне. "Если ее поймают, она умрет", - прямо заявляет бывший сотрудник спецслужб, который теперь пытается наладить отношения с теми, против кого ему приходилось раньше работать.

Туляганова рассказывает, что всегда знала об опасности, которую представляют для ее жизни власти Узбекистана. "Это было невозможно подтвердить, но я знала об этом, - говорит журналист. - К сожалению, я должна с этим жить".

Галима Бухарбаева работала журналистом в Узбекистане. Якубов вспоминает, как его послали в ташкентский офис Бухарбаевой. "Мы должны были напугать ее, чтобы она прекратила свою деятельность против режима, - говорит он. - Я угрожал ей. Я говорил, что она должна прекратить свою деятельность".

По словам бывшего офицера спецслужб, угрозы сработали. "Месяца четыре или полгода она ничего не делала. Но потом продолжила".

Сейчас Бухарбаева проживает в одной из европейских стран. "Из-за таких [как Якубов] тысячи, если не миллионы людей погибли в Советском Союзе. Сейчас тысячи людей - в тюрьмах в Узбекистане, - заявила Би-би-си журналистка. - Нетрудно поверить, что те, кто следят за журналистами, потом приходят и смотрят, как журналистов пытают".

Взрывы в Ташкенте и Бухаре

По словам перебежчика, для него все изменилось, когда в Ташкенте и Бухаре прогремела серия взрывов. Правительство обвинило в их организации оппозицию.

Икром Якубов говорит, что он знал: взрывы были организованы его коллегами.

Он написал докладную на имя президента - человека, который, как теперь считает бывший офицер спецслужб, отдавал приказ о проведении этой операции, призванной посеять в стране страх.

"Я много раз спрашивал сам себя, зачем я это сделал? У меня все было в порядке, президент любил меня, - задается сейчас вопросом Якубов. - Я не могу объяснить, почему я так поступил".

Как рассказывает Якубов, вскоре, по приказу Каримова его задержали и допросили.

"Офицер спросил меня: ты писал [докладную] этой рукой? И сломал мне палец, - рассказывает Якубов о своем первом допросе в качестве подозреваемого. - Потом они наполнили водой пластиковую бутылку и били меня. Я говорил им, что был обязан проинформировать верховного главнокомандующего. Они просто смеялись".

Серьезных последствий допроса с пристрастием для Якубова не последовало. Он был выведен из ближнего круга президента, но остался на службе и был направлен на работу с американским посольством.

Американский след

В отношениях Вашингтона и Ташкента присутствует удивительная двойственность. С одной стороны, госдепартамент заявлял о нарушении в стране прав человека, с другой - министр обороны США в прежней администрации Дональд Рамсфелд говорил об Узбекистане как о важном союзнике Вашингтона в борьбе с терроризмом.

В последнее время появились серьезные, хотя и недоказанные подозрения, что Узбекистан был одной из тех стран, куда США переправляли задержанных в Афганистане боевиков и подозреваемых в терроризме, после чего те подвергались пыткам.

"Это правда. США используют Узбекистан", - заявляет Якубов

На вопрос, откуда он об этом знает, Якубов отвечает, что "однажды видел" и сразу же отказывается говорить на эту тему: "Пожалуйста, я не буду это комментировать, потому что это может угрожать моей жизни".

Между тем, Икром Якубов был направлен на три месяца в Вашингтон. Когда он вернулся в Ташкент, его обвинили в сотрудничестве с ЦРУ и снова пытали.

Якубов говорит, что на допросе его пытались "изнасиловать бутылкой". В результате он получил серьезные травмы, и ему потребовалась пятичасовая операция. После этого он понял, что его дни в стране сочтены, и бежал.

О том, каким образом, он покинул Узбекистан и добрался до Великобритании, в программе Newsnight не сообщается.

Вопрос доверия

Сейчас Якубов - в Лондоне, и его ситуация непростая. Многие беженцы из Узбекистана считают его представителем режима, ставшим жертвой внутренней борьбы в спецслужбах.

Другие говорят, что этот молодой человек совершил подвиг. "Я думаю, что он пошел на крайне отважный шаг", - полагает бывший британский посол в Ташкенте Крейг Маррей.

Шахида Тулаганова, в то же время, полагает, что угроза для жизни Якубова вполне реальна: "Как говорил Сталин: нет человека, нет проблемы".

В интервью Русской службе Би-би-си журналист Шахида Туляганова заявила, что заявления Якубова вызывают доверие.

По ее словам, косвенное подтверждение того, что Якубов работал на спецслужбы, было получено от человека, который учился с ним в лицее и потом в университете.

Самое же достоверное свидетельство исходит от журналистки Галимы Бухарбаевой, которая видела его удостоверение, и которую он лично допрашивал.

Получить комментарии узбекских властей пока не удалось.

"Я думаю, я был вовлечен в очень плохую и грязную игру, и я хотел выйти из нее", - заявил Икром Якубов в интервью Нажать Newsnight.

Обсудить публикацию на форуме

____________________________________________________________

Сила диктаторского художественного слова ("The Guardian", Великобритания)

Бедный Путин тоже превратился в клоуна, следующий за ним - Каримов ("Harakat.net", Узбекистан)

После массового убийства - жизнь в оруэлловском стиле ("New Statesman", Великобритания)