Падение российского авторынка нанесло серьезный удар по концерну "АвтоВАЗ", вынудив его истратить всю полученную от государства помощь. В настоящее время разрабатывается новый план поддержки. "Renault - владелец 25% акций компании - сохраняет спокойствие.
Получив государственную помощь в размере 33 миллиардов рублей (около 720 миллионов евро), "АвтоВАЗ" ждет новых госвливаний, необходимых ему, чтобы пережить кризис. На четверть принадлежащий Renault Российский автоконцерн владелец марки "Лада" заявил о том, что уже потратил 24,3 миллиарда рублей (более 530 миллионов евро) на выплаты по банковским займам и погашение задолженностей поставщикам. На это почти полностью ушли 25 миллиардов рублей, которые выделил компании в марте премьер-министр Владимир Путин. Рассматривая обновление автопромышленности как одну из своих приоритетных задач, бывший глава страны попросил госбанки предоставить дополнительные кредиты на 8 миллиардов рублей (175 миллионов евро).
"Я считаю, что ситуация в Тольятти требует специальной программы помощи", заявил вице-премьер Александр Жуков. Таким образом власть признала всю тяжесть проблем, с которыми сталкивается сейчас этот зависящий от автопрома город, ставший жертвой растущей социальной напряженности. Около 2000 человек вышли на прошлой неделе на улицы, чтобы выразить протест против остановки производства на "АвтоВАЗе" до конца августа. С возобновлением же работы завода в сентябре рабочим придется мириться с 20-ти часовой рабочей неделей и вдвое урезанными зарплатами.
Кризис российского рынка
В настоящий момент главная задача "АвтоВАЗа" расплатиться с долгами: 8 миллиардов рублей (175 миллионов евро) по буферным кредитам и 14 миллиардов рублей по задолженностям поставщикам. Этот план позволил компании на 75% сократить задолженности по погашению займов и на 85% долги поставщикам. Но для того, чтобы выправить ситуацию, автоконцерну все же необходима дополнительная помощь государства. Его положение также осложняется тем, что падение российского рынка, бурный рост которого продолжался до прошлого октября и привлек многие западные автокомпании, оказалось одним из самых значительных в мире. Продажи "АвтоВАЗа" сократились в июле на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Снижение же рынка в целом составило 60% по данным Ассоциации европейского бизнеса. В течение 7 первых месяцев продажи упали вдвое по сравнению с прошлогодними. Кроме того, Российские власти планируют ввести меры, стимулирующие покупку новых автомобилей, лишь в начале следующего года.
"Мы по-прежнему верим в потенциал российского рынка", утверждает Оксана Назарова, официальный представитель Renault в России. "Мы внимательно следим за развитием ситуации на "АвтоВАЗе". Мы понимаем и разделяем его проблемы". Купив год назад 25% акций "АвтоВАЗа", французская компания официально по-прежнему не желает расставаться с долей в российском автоконцерне. Тольяттинский же профсоюз призывает к национализации, а российская пресса печатает время от времени слухи об увеличении доли государства в "АвтоВАЗе". Тем не менее, подобное решение не находит поддержки со стороны Renault, который рассчитывает на другие формы поддержки: прямые финансовые вливания, новые банковские займы и предоставление государственных гарантий.
____________________________________________________________
У Renault проблемы с российским партнером ("La Tribune", Франция)
Откуда у "ГАЗа" деньги? ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Финансовый кризис: европейскую экономику спасет Россия? ("Le Figaro", Франция)