Перечитывая свои последние колонки в Moscow Times, я обнаружил, что их негативный тон создает ложное впечатление. На самом деле, я убежден, что десять лет, прошедшие с тех пор, как Владимир Путин стал премьер-министром, были «золотым веком» России. Я хочу расставить точки над «и» не только потому, что сейчас на дворе август – бедственный зачастую для России месяц, но и потому, что в последнее время появились некоторые тревожные признаки – от ужесточения экономического кризиса до все более наглых политических убийств.
Последние десять лет Россия процветала. У потребителей не было столь широкого выбора товаров и услуг, которые они к тому же могут себе позволить, с 1913 года. Возможно, нефтяные прибыли делились несправедливо и использовались нерационально, однако деньги все же просачивались и вниз, по крайней мере, в Москве.
По стандартам недавнего прошлого россияне живут удивительно свободно. Не ограничен выезд за рубеж, можно без опаски поддерживать контакты с иностранцами. Вне основных телеканалов журналисты могут в целом писать, что угодно, критикуя и высмеивая даже самых высокопоставленных чиновников. В стране установилась свобода вероисповедания, никто не заставляет художников и писателей придерживаться определенной идеологической линии. Нет ограничений и на доступ в интернет.
До войны с Грузией Россия жила в мире с соседями. Она по-прежнему уважает постсоветские границы, несмотря на то, что она потеряла часть исторических территорий, и что в бывших советских республиках осталось в трудном положении множество русских.
В целом будущее поколение, возможно, станет смотреть на эпоху с ностальгией. Однако как раз в этом и коренится проблема. В этом году первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что к 2020 году Россия может стать самой привлекательной для жизни страной мира. Его слова заслуживают быть занесенными на скрижали, подобно баснословному заявлению советского лидера Никиты Хрущева, согласно которому «следующее поколение советских людей будет жить при коммунизме».
По всем параметрам — от доходов, продолжительности жизни, и экологии до качества дорог, уровня коррупции, преступности и правовой защиты— в действительности Россия оказывается одним из худших для жизни мест (по крайней мере, в Европе). Более того, за 10 лет нефтяного процветания она в некоторых отношениях стала даже менее привлекательной для жизни. Голоса уродливого национализма, сил нетерпимости и реакции звучат все громче, на первый план выходят тоска по мнимому советскому величию и реваншистские мечты. Любое изменение режима в теперешней России может быть только к худшему.
Недавно я говорил с американским бизнесменом, который высоко отзывался о Путине — хотя бы потому, что Путин не допускает к власти некоторых очень сердитых людей с очень мрачными идеологиями. Однако то, что эти мрачные идеологии находятся на подъеме - во многом вина самого путинского режима. Во внутренней политике он сделал выбор в пользу коррумпированного государственного капитализма, вознаградив ближний круг усилением роли государства в экономике и сворачиванием либеральных реформ. Во внешней политике Россия ввязалась в низкопробную конфронтацию с Западом, обвиняет Соединенные Штаты в том, что они якобы вторгаются в российские сферы влияния, и завязывает мелкие дипломатические склоки с соседями.
Россия живет в международной изоляции, которую сама себе навязала, ее экономика неэффективна и непрозрачна, в ней господствуют коррумпированные бюрократы и обладающие хорошими связями кланы. Ее элиты заняты исключительно бесстыдным личным обогащением и воспринимают себя как временщиков. Подобно Советскому Союзу, система боится перемен и не обладает механизмами для мирного реформирования. Однако в отличие от Советского Союза, в ней отсутствуют единение в общей бедности и надежда на светлое будущее. Сейчас в ней есть богачи и нищие, и господствует ментальность «каждый за себя». Картина в итоге получается не слишком отрадная.
Алексей Байер – экономист, родился в Москве, живет и работает в Нью-Йорке
________________________________________________________
Десять лет путинизма ("The Wall Street Journal", США)
Путин и Россия: 10 лет совместного развития ("Russia Today", Россия)
'А слабых - бьют'. Путин: десять лет у власти ("AFP", Франция)
Десять лет Путина ("Eesti Ekspress", Эстония)