Сложные отношения с США, участие немецких солдат в операции в Афганистане, война в Грузии, ближневосточный конфликт - внешняя политика в последние четыре года потребовала немало усилий от "большой коалиции" в Берлине.
Когда Ангела Меркель стала федеральным канцлером, первоочередной задачей во внешней политике было улучшение германо-американских отношений. Предшественник Меркель на посту канцлера Герхард Шредер и тогдашний президент США Джордж Буш испытывали друг к другу глубокую антипатию. Одна из причин - отказ Шредера поддержать войну в Ираке.
Германо-американские отношения: перезагрузка
Ангела Меркель быстро нашла верный тон в диалоге с Бушем. Он, в ответ, не скупился на похвалу в ее адрес. В отличие от Шредера, Меркель могла себе позволить даже покритиковать Буша. Например, за недостаточные усилия по защите климата или по поводу лагеря Гуантанамо. Меркель требовала закрыть его.
Разногласия не выносились на публику, а обсуждались под жареного кабанчика в избирательном округе Меркель в одной из восточных земель Германии или под барбекю на ранчо Буша в Техасе. Президент США даже смирился с тем, что правительство ФРГ отказалось направить немецких солдат на юг Афганистана.
Некоторый диссонанс в германо-американские отношения внес нынешний глава Белого дома Барак Обама. Еще будучи только кандидатом в президенты, он захотел выступить с предвыборной речью не где-нибудь, а перед знаменитыми Бранденбургскими воротами в Берлине. Ангела Меркель с раздражением ему в этом отказала. Трибуну перенесли на некоторое расстояние от ворот, к колонне Победы. Тем не менее, Обама собрал 200 тысяч восторженных слушателей. Сердца простых немцев он завоевал еще до переезда в Белый дом. А вот отношения с Ангелой Меркель на первых порах оставались прохладными.
Однако с тех пор Меркель и Обама нашли дружеский и деловой тон для сотрудничества. Чем больше они общаются, тем крепче становится взаимное уважение. Федеральное правительство приветствует готовность Обамы к диалогу во внешней политике и стремление к разоружению. В июне, в ходе своего визита в Германию, Обама посетил и бывший нацистский концлагерь Бухенвальд под Дрезденом, который американские войска освободили в 1945 году. Президент США нашел прочувствованные слова о безмерных страданиях узников.
Германия и Россия: партнерство с препятствиями
Россия оказалась сложным партнером. И речь не только и даже не столько о правах человека, о свободе слова и собраний, о которых неоднократно напоминала Ангела Меркель. Дело дошло до кризиса доверия между руководством России и западными партнерами. Планы размещения элементов американской системы ПРО в Восточной Европе вызвали негодование Кремля. Тогдашний президент России Владимир Путин в ответ произнес в 2007 году полную резких выпадов речь на Мюнхенской конференции по безопасности. Многие наблюдатели тогда вспомнили о временах "холодной войны".
Российско-грузинская война только обострила отношения. Евросоюз выступил в роли посредника, Кремль нарушил условия достигнутого соглашения из шести пунктов. А когда Россия признала суверенитет Абхазии и Южной Осетии, канцлер Меркель заявила протест, поскольку такие действия противоречат международному праву. Работа Совета НАТО-Россия была заморожена вплоть до недавнего времени.
Газовые войны между Россией и Украиной усугубили ситуацию. Впервые Кремль на длительный период приостановил поставки природного газа в Европу. Правительство ФРГ возложило ответственность за это на обе стороны конфликта, что вызвало негодование в Кремле. Стремять уменьшить зависимость от российского газа, Германия проявляет растущий интерес к поставкам газа из Центральной Азии и строительству трубопровода "Набукко".
Несмотря на все принципиальные разногласия, в последнее время Москва и Берлин вернулись к деловому, а порой и дружескому сотрудничеству. Например, в преодолении последствий финансового кризиса, который больно ударил и по России.
Афганистан: кошмар продолжается
Держать позиции, стиснув зубы - вот так можно охарактеризовать положение 4000 солдат бундесвера в составе сил по поддержанию стабильности ISAF в Афганистане. Перспектив на окончание кризиса нет, напротив, положение на севере страны становится все более опасным. Альянс НАТО вынужден наращивать усилия: больше солдат, больше вооружений, больше усилий по подготовке местных сил безопасности.
Положение не стабилизируется. И возникает все больше вопросов, от открытого ответа на которые федеральное правительство предпочитает уклоняться. Например, сколько немецких солдат еще погибнет в далеком Афганистане? И не обречена ли вся операция, начатая в 2001 году после свержения режима талибов, на провал?
Многочисленные опросы показывают, что большинство жителей ФРГ настроены против участия немецких солдат в этой операции. Поэтому партии правительственной коалиции пытаются исключить эту тему из предвыборной борьбы. А в ответ на критические вопросы тут же звучит избитая формулировка о "комплексной безопасности", то есть, сочетании военной силы и помощи в гражданском строительстве. Это, мол, и есть рецепт успеха.
"Большая коалиция" не устает повторять, что преждевременный вывод войск сведет на нет все усилия. Тем более что американские войска проводят все больше военных операций против талибов и их союзников. До сих пор в ходу формулировка бывшего министра обороны ФРГ Петера Штрука, заявившего, что немецкие солдаты в Афганистане обеспечивают безопасность Германии. Обходится это недешево: только в прошлом году на операцию в Афганистане было израсходовано 530 миллионов евро.
Ближний Восток: нет света в конце туннеля
Ни один уголок мира министр иностранных дел Германии, а сегодня кандидат на пост канцлера от Социал-демократической партии Франк-Вальтер Штайнмайер не посещал так часто, как Ближний Восток. 14 визитов! И всякий раз он вел конфиденциальные переговоры. И всякий раз цеплялся за надежду, что в конфронтации между Израилем, палестинцами и их соседями наметится хотя бы минимальное улучшение. Он проявлял и собственную инициативу, например, несмотря на критику из Вашингтона, отправился в Дамаск, чтобы подключить Сирию к переговорам по урегулированию ситуации в регионе.
Но так называемое "окно возможностей", на которое делала ставку "большая коалиция", быстро захлопнулось. Война между Израилем и группировкой "Хезболлах" в Ливане летом 2006 года, ввод израильских войск в сектор Газа зимой 2009 года похоронили все надежды на реализацию международных планов по достижению мира. Во всех конфликтах Германия однозначно принимала сторону Израиля. Всю вину за конфликт в секторе Газа, в ходе которого погибли сотни мирных жителей, Ангела Меркель возложила на палестинскую группировку "Хамас". Сразу по окончании боевых действий она демонстративно посетила тогдашнего премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта. Такая позиция не укрепила доверие к Германии среди палестинцев.
Итоги "большой коалиции": кризис заставил правительство Германии действовать сообща (Deutsche Welle, Германия)
DW-WORLD: ХДС/ХСС - блок умеренных консерваторов (Deutsche Welle, Германия)
***
______________
Меркель, Медведев и права человека ("Berliner Zeitung", Германия)
Предвыборный успех Меркель в Сочи ("Deutsche Welle", Германия)