Отношения между Россией и Украиной всегда были сложными. После украинской "оранжевой революции" в конце 2004 года они стали отвратительными. Конфликты происходят по любому поводу: газ, торговля сельскохозяйственной продукцией, российская военно-морская база в Крыму, война в Грузии и интерес Украины к НАТО. Но и в этих условиях политики из двух стран встречаются крайне редко.
В прошлом году Владимир Путин, бывший тогда президентом России, усилил конфликт, публично поставив под сомнение суверенитет и территориальную целостность Украины. Он повторил свои претензии, став премьер-министром. Резкое по своему содержанию открытое письмо президента Дмитрия Медведева украинскому руководителю Виктору Ющенко привело к дальнейшей эскалации напряженности, поскольку в нем было заявлено, что Россия не будет направлять своего нового посла в Киев. Медведев не высказал в этом письме никаких конструктивных предложений, а лишь перечислил старые обиды и причины недовольства Москвы, заявив, что во всем виновата Украина.
Тон письма своей оторванностью от действительности очень напоминает брежневский. Медведев утверждал, что никакой российской угрозы Украине не существует, как будто он не знал о заявлениях своего премьер-министра. Далее он продолжил в советском духе: "Россия прилагает усилия к тому, чтобы быть предсказуемым, сильным и покладистым партнером" в отношениях с соседями. Это вряд ли, как отметил Ющенко в своем ответном послании.
Совершенно очевидно, что этим письмом Медведев попытался повлиять на исход украинских президентских выборов, намеченных на январь, поскольку он выразил надежду на улучшение отношений с "новым руководством Украины". Ющенко как кандидат уже не внушает никакого доверия, поскольку он показал себя неэффективным руководителем. Два главных претендента на этот пост - нынешний премьер-министр Юлия Тимошенко и бывший премьер Виктор Янукович. Единственный, кто может составить им хоть какую-то конкуренцию, это бывший спикер парламента Арсений Яценюк.
Но какие бы усилия ни прилагала Москва, пытаясь повлиять на украинские выборы, она вряд ли добьется своего, как показала "оранжевая революция". Вопреки общепринятым неправильным представлениям, в действительности никакого сепаратизма на Украине нет. Кремль отказался от поддержки лидера русскоязычной в своем большинстве восточной Украины Януковича, поскольку понял, что ни один серьезный политик на Украине не может быть пророссийским. Недавно Москва отдала предпочтение Тимошенко, как человеку, с которым можно иметь дело. Но и здесь никакой пылкой любви не существует.
Кремль не в состоянии понять суть украинской политики, и это непонимание основано на том, что в отличие от России, Украина является демократией. Российские руководители думают, что они в состоянии "купить" украинских политиков. Но в конечном счете те должны прислушиваться не к Москве, а к своим избирателям, чтобы получить их голоса. Авторитарным москвичам такая мысль чужда, поскольку они считают, что управление всем осуществляется сверху и из Вашингтона. Настойчивая антиукраинская пропаганда на государственном российском телевидении даже восточных украинцев настраивает против действующего российского режима.
Похоже, что заявление Медведева стало отражением соперничества, существующего между путинским и медведевским лагерями, которые сегодня создают путаницу при централизованном принятии любых политических решений. Зловещим показателем стало то, что Путин превратил порку Украины в свое излюбленное занятие, и Медведеву в этом деле отставать нельзя. В результате такой вражды страдает российская экономическая политика, а может пострадать и Украина.
Более масштабная проблема в российской внешней политике заключается в том, что правители страны не знают, как им вести дела со своими соседями из бывшего СССР. Политические цели у них противоречивые. "Газпром" хочет монополизировать поставки газа, его транспортировку и продажу. Частные бизнесмены стремятся расширять свои корпорации. Сельскохозяйственные деловые круги блокируют импорт. Российские националисты упорствуют в своем неоимпериализме, а политики-популисты пытаются завоевать поддержку избирателей, выступая с нападками на соседей.
В результате постсоветские государства стараются развивать отношения с кем угодно, только не с Россией. Казахстан и Туркменистан рассчитывают на экспорт газа в Китай. Грузия и Украина решительно поворачиваются в сторону Запада. И даже последний приверженец России Белоруссия, которой надоел Кремль, ищет иные варианты.
Вывод для Запада заключается в том, что он должен усиливать поддержку Украины вне зависимости от того, кто победит на выборах. К счастью, именно так он и поступает. Вице-президент США Джо Байден во время своего недавнего визита в Киев четко заявил о такой поддержке, в то время как Евросоюз продолжает усилия по интеграции Украины, в частности, в рамках приближающегося заключения Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом в области торговли.
Андерс Аслунд - старший научный сотрудник Института мировой экономики имени Петерсона (Peterson Institute for International Economics), автор книги "Как Украина стала рыночной экономикой и демократией" (How Ukraine Became a Market Economy and Democracy).
_________________________________________________________