Выход Грузии из СНГ
Репортажи радиостанции BBC:
На вопросы журналистки BBC Розы Кудабаевой отвечает грузинская журналистка Тамара Чиковани.
Чиковани: После прошлогодней августовской войны решение Грузии о выходе из СНГ можно считать вполне логичным. К такому шагу Тбилиси подталкивала Россия. После прихода к власти Владимира Путина все привилегии, которые имеют
члены СНГ, Грузия постепенно теряла. Это и безвизовый режим, и торговые преференции. Российский рынок был закрыт для грузинской продукции. И в итоге – война. В такой ситуации Грузии не оставалось ничего другого, как выйти из состава СНГ.
Кудабаева: А что думают жители о выходе страны из Содружества?
Чиковани: Выход из СНГ не вызвал каких-то особых дискуссий в грузинском обществе – вероятно, потому, что и членства-то особо не чувствовалось.
На вопросы Михаила Смирнова отвечает ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Ирина Кобринская.
Кобринская: СНГ - как институт - становится все более и более слабым, он неэффективен. Помимо СНГ создается масса других структур – ОДКБ, ЕврАзЭС, и мы имеем дело с каким-то повторением функций. В этом, кстати, одна из проблем Содружества. Это очень рыхлое образование, это образование не будущего, а прошлого. На тот момент, когда оно создавалось, нужно было сохранить те рамки, которые обеспечивал Советский Союз, чтобы как-то поддерживать связи. Сейчас это становится все менее и менее актуальным.
С моей точки зрения, СНГ тихо-тихо уйдет и вместо него возникнет новая структура. Что это будет за структура и кто будет в нее входить, пока сказать трудно. Пока что все одной ногой, включая Украину, остаются в СНГ.
Смирнов: Хотя та же самая Украина до сих пор не ратифицировала устав организации.
Кобринская: Я же говорю – это очень рыхлая организация, с не очень понятными целями на будущее.
Политолог Дмитрий Шушарин в эфире «Радио Свобода»:
«Если в 1990-е годы СНГ было средством мирного развода, то при Путине оно превратилось в средство немирного объединения. Почему немирного? Потому что на постсоветском пространстве путинская Россия неконкурентоспособна. Единственное, что она может предложить другим государствам по сравнению, скажем, с США и Китаем, – это угроза или применение силы, как выяснилось в результате истории с Грузией.
С этой точки зрения, я бы рассматривал выход Грузии из СНГ как развод с Россией, но вовсе не с другими странами постсоветского пространства. Если кто и остался в изоляции на постсоветском пространстве по итогам прошлогодней войны, так это Россия.
Как будут строиться отношения Грузии с другими странами СНГ, покажет время. Но нет никаких оснований говорить о том, что она с ними рвет.
Не последуют ли примеру Грузии другие страны-участницы СНГ? Формальный выход из Содружества неформально означает прежде всего разрыв отношений с Россией. Пока, кроме нагнетания антиукраинских настроений, мы не видим такого явного противостояния между Россией и какой-либо из других стран СНГ. Вот разве что российское руководство дойдет до применения силы в отношениях с Украиной или окончательно допечет Лукашенко».
Урегулирование Карабахского конфликта
Эксклюзивное интервью азербайджанского информационного агентства Day.Az с главным редактором журнала «Россия в глобальной политике» Федором Лукьяновым. Беседовал Роман Темненков.
Темненков: Чем вы объясните тот факт, что многочисленные встречи президентов Азербайджана и Армении так и не приводят к подписанию значимых документов.
Лукьянов: Какое-то урегулирование армяно-азербайджанского конфликта станет возможным тогда, когда во всем регионе будет серьезно проясняться атмосфера и произойдут сдвиги не только в отношении карабахского конфликта, но и других конфликтов.
Предпринятая в прошлом году попытка по размораживанию отношений Армении и Турции пока никаких результатов не дала и вообще – все застопорилось. И причина тут не только в демарше азербайджанской стороны, но и в наличии большого количества проблем в отношениях между Арменией и Турцией, о начале решения которых легко объявить, но решать очень сложно. В результате участники региональной политики – не только Армения и Азербайджан, но и шире – просто не готовы к серьезным сдвигам. На мой взгляд, тут свою негативную роль играет и абсолютное отсутствие отношений между Россией и Грузией. Конечно, напрямую это никак не увязано, но вся региональная атмосфера от этого неестественна.
Судьба корабля Arctic Sea
Телеканал NBC News передает:
Arctic Sea искали всем миром в течение двух недель, однако во вторник российские власти заявили, что все это время местонахождение судна было им известно, однако они скрывали его, чтобы не подвергать опасности экипаж. Аналогичное заявление сделали морские власти Мальты, где приписано судно. Из их заявления следует, что власти Мальты, Финляндии и Швеции договорились не раскрывать информацию о судне, чтобы сохранить корабль и не допустить расправы над его командой. Эксперты выдвигают различные версии происшедшего. В частности, многие уверены, что на борту, помимо древесины, находился некий секретный груз, возможно, даже ядерные материалы – так, например, считает эксперт издания «Ежедневный журнал» Юлия Латынина.
Ему вторит немецкий телеканал ARD:
По поводу Arctic Sea возникает все больше вопросов. У некоторых аналитиков есть сомнения в том, что судно действительно было захвачено пиратами, которые арестованы и допрашиваются. Первый возникающий в связи с этим вопрос, действительно ли груз, находящийся на судне, представляет собой только лес? Второй вопрос: каким образом судну удавалось так долго скрываться от радаров? Кроме того, настораживает то, что информация, поступающая об Arctic Sea, в том числе и официальная, противоречива: министерство обороны РФ в течение длительного времени утверждало, что на борту судна нет вооруженных людей, затем внезапно заявило, что на судне находятся восемь пиратов.
То, что российское правительство старательно скрывает истинное происшествие с Arctic Sea, можно объяснить тем, что, возможно, ведутся переговоры. В этой ситуации, как показывает мировая практика, государства предпочитают не делиться информацией. Однако российские власти ведут себя неумело и создается впечатление, будто в действительности что-то пошло не так. Вокруг Arctic Sea растет ком спекуляций.