Богатая, сильная и гордая: в мае 2008 года Россия возродила традицию военных парадов на Красной Площади с использованием тяжелой техники.
Три месяца спустя российские войска стремительно вошли в Грузию. Боевые действия продолжались меньше недели. Сначала это показалось быстрой и ошеломительной победой российской армии.
Однако вскоре появились сомнения.
"В том, как действовали российские войска, были некоторые провалы, которых, как мне кажется, не ожидали, - считает Кристофер Лэнгтон, ведущий эксперт из Международного института стратегических исследований. - В частности, это относится к военно-воздушным силам: они потеряли семь самолетов в действиях против не очень развитой системы противовоздушной обороны Грузии. Я думаю, это многих удивило".
Проблемы коммуникации
Кроме того, обнаружились и другие, еще более простые проблемы.
Российский военный эксперт Александр Гольц приводит пример, когда один из командующих не мог связаться со своими подчиненными.
"Этот генерал попросил у журналиста, который оказался рядом с ним, мобильный телефон, чтобы просто отдать приказ своим офицерам", - рассказал Гольц, объясняя это тем, что радиостанции, которые были на вооружении российской армии, в горах оказывались бесполезны.
Сейчас ясно, что августовская кампания не была безупречно успешной, как ее изначально представляли российские военные.
Российское министерство обороны не ответило на запрос Би-би-си об интервью, однако на пресс-конференции накануне годовщины войны, заместитель начальника генштаба генерал-полковник Анатолий Ноговицын признал наличие проблем.
"Конечно, действия российских воинских частей, принимавшие участие в конфликте показали, у нас не все в порядке", - заявил генерал-полковник Ноговицын, уточнив, что, главным образом, речь идет о технических проблемах.
Радикальная реформа
Победа России дала повод не только для празднеств. И политики, и генералы в одинаковой степени поняли, что многое в армии требуется улучшить.
"Сразу после окончания войны министерство обороны ускорило наиболее радикальную реформу за последние 50 лет, - говорит Гольц. - Эта война показала, что российская армия по-прежнему довольно мощная, но, тем не менее, отстала от жизни. Она не в состоянии отвечать на вызовы современности".
В данном случае речь идет не просто о технической модернизации.
Несмотря на все звучавшие в 90-е годы призывы о переходе на профессиональную армию, по большому счету российские вооруженные силы до сих пор опираются на призывников.
А жизнь тех, кто идет служить в армию, часто оказывается опасной, жесткой, а порой и короткой - даже в мирное время.
В 2008 году в не связанных с военными операциями инцидентах погиб 471 военнослужащий. Почти половина всех смертей - самоубийства.
Угроза со стороны НАТО?
Эксперт московского центра "Карнеги" Маша Липман говорит, что самая главная угроза жизни призывников - дедовщина, которая из года в год становится причиной множества смертей, самоубийств и увечий.
"В результате, те, кто может избежать призыва, избегают его, - говорит Липман. - Для этого существует множество различных способов, и взятки - один из них".
По словам эксперта, труднее всего избежать призыва на службу представителям бедных семей из провинций, причем у таких призывников, как правило, нет нормального образования, порой их берут в армию несмотря на недостаточный вес и проблемы со здоровьем.
Однако официальные заявления властей в России фокусируются не на этой проблеме, а на так называемой угрозе со стороны НАТО.
В то же время, программа реформ, которая была ускорена после прошлогодней кампании в Южной Осетии, предусматривает массовое сокращение числа военнослужащих.
"У нас существует 355 тысяч офицерских должностей, - объясняет Гольц. - Министерство обороны хочет сократить это число до 150 тысяч".
В этом контексте, эксперт считает разговоры об угрозе со стороны НАТО безосновательными.
"Это означает, что воинственные заявления, которые так любят [президент России Дмитрий] Медведев и [премьер-министр Владимир] Путин, говоря о НАТО, которое приближается к нашим границам, о всех глобальных врагах - все это просто милитаристская риторика", - говорит Гольц.
Посреди проблем
Пропасть между риторикой и реальностью отражается в разнице во взглядах между политиками и военными. Первые ищут возможность внедрить изменения. Тогда как многие представители военных ведомств испытывают по этому поводу гораздо меньше энтузиазма.
Кристофер Лэнгтон полагает, что эти различия ставят под вопрос шансы на успех реформы.
"В настоящий момент, изменения продвигают президент и министр обороны, - считает Лэнгтон. - Но конечно, когда это происходит в России, это должно сопровождаться инвестициями в оборону, а такие инвестиции тормозит положение в экономике, которая больше не растет такими темпами, как раньше. Так что перед военной реформой стоят очень большие проблемы".
Россия по-прежнему обладает огромным ядерным арсеналом. И в этом смысле, страна является одной из главных военных держав мира.
Но если посмотреть на российскую армию вне публичных парадов и заявлений политиков, то перед глазами предстанет организация, страдающая массой как технических, так и духовных проблем.
Образ дерзкого русского медведя, столь любимый западной прессой, далек от того, чем на самом деле является российская армия.
________________________________________________________
Каждый пятый российский генерал будет уволен ("BBCRussian.com", Великобритания)
Сообщается, что российские самолеты в Грузии гибли от огня своих ("Reuters", Великобритания)
Какой будет российская армия в 21 веке? ("Monitor Mercantil", Бразилия)