70 лет тому назад германо-советское военное сотрудничество перестало быть тайной. А началось оно гораздо раньше...
По завершении Первой мировой войны страны-победительницы настояли на том, чтобы лишить Германию военной мощи: запретить ей иметь танковые и авиационные части, соединения подводных лодок и пр. За армией фактически оставили решение только полицейских задач. Более того, Германии было запрещено создание собственной военной техники, а также ее импорт. Так страны-победительницы стремились подавить развитие немецкой военной мысли во всех направлениях: стратегическом, тактическом и техническом.
Но, как известно, мысль ни подавить, ни убить нельзя. И опыт Германии - лучшее тому подтверждение. Страна в невероятно тяжелых экономических условиях нашла способ свести на нет все положения Версальского договора, касающиеся вопросов военного строительства, и менее чем за два десятилетия полностью восстановила свое военное могущество. Этого удалось добиться путем тайного военного сотрудничества Германии с советской Россией.
Сталинский план военного развития
Уже в 1923 году советское правительство предоставило немецкой фирме 'Юнкерс' пустовавшие корпуса Русско-балтийского завода, расположенные в излучине Москвы-реки в Филях. Немецкий конструктор Юнкерс, который первым в мире начал строительство цельнометаллических военных самолетов (до него во всем мире самолеты строились по 'деревянно-текстильной' технологии), запустил в Филях производство одномоторных двухместных самолетов-разведчиков Ю-20 и Ю-21.
Активное участие военных с советской стороны началось с 1925 года, после назначения Тухачевского начальником Генштаба и заместителем наркома обороны. Может показаться странным, что Сталин, который к тому времени уже 'прочно сидел на кадрах', назначил Тухачевского фактически руководить Красной армией под присмотром Ворошилова. Ведь их взаимная 'любовь', возникшая еще в 1920 году, во время Польской кампании, хорошо известна. Кроме того, подозрительный Сталин вполне мог предположить, что Тухачевский принадлежит к питомцам Троцкого (патриоты и сейчас утверждают это). На самом деле объединил их интерес к развитию военного сотрудничества с Германией.
В отличие от многих бывших офицеров царской армии, которых привлек Троцкий, Тухачевский не только не питал никакой неприязни к немцам - своим прежним военным противникам, но даже, наоборот, симпатизировал им, и не без причины. Во время Первой мировой войны Тухачевский провел несколько лет в немецком плену, будучи там на очень привилегированном положении, предположительно благодаря вступлению в одно из тайных военно-политических обществ.
Таким образом, интересы Сталина и Тухачевского в отношении военного сотрудничества с Германией совпадали. Интересы, но не конечные цели. Ведь Сталин рассматривал его как средство создания собственной мощной военной промышленности. Для Тухачевского же целью было само сотрудничество, перерастающее в военно-политический союз с Германией (а затем и с Японией). По-видимому, не было у Сталина более подходящей кандидатуры для военного руководства. Да и германскую сторону Тухачевский устраивал более, чем кто-либо другой.
Немецкие офицеры в советской форме
Выгода от германо-советского сотрудничества была очевидна обеим сторонам. Германии оно позволяло продолжить свое развитие в военных областях, а России - создать собственную, передовую по тем временам военную промышленность.
Осуществлялось все следующим образом. В Германии тайно разрабатывались прототипы новейших видов вооружений (танков, самолетов и пр.). Затем они по частям и тоже тайно ввозились в СССР, где собирались, подвергались всевозможным испытаниям и после устранения выявленных недостатков запускались в серийное производство на советских заводах. Поскольку Германии запрещалось импортировать военную технику, на территории СССР были построены учебные центры, для которых немцами эта техника закупалась. Финансировало и координировало деятельность смешанных германо-советских военно-промышленных предприятий на территории СССР военное министерство Германии. Только на подготовку летного состава Рейхсвера им ежегодно выделялось 10 млн марок.
В учебных центрах немецкие офицеры проходили подготовку бок о бок с офицерами Красной армии. Более того, в условиях строгой секретности на территории СССР проводились совместные маневры. Они обогащали участников ценнейшим опытом ведения современного боя с одновременным применением различных родов войск (пехоты, танков, авиации и др.). Всего на советских полигонах прошли подготовку двадцать тысяч немецких офицеров.
Немецкий персонал числился как технический и преподавательский состав курсов ОСОАВИАХИМа (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству, предшественник ДОСААФ), носил форму РККА, только без петлиц и знаков различия. Контакты с советскими гражданами были сведены до минимума; корреспонденция на немецком языке доставлялась особым курьером, а телеграммы должны были присылаться только на русском языке.
Офицеры Рейхсвера отправлялись в учебные центры, расположенные на территории Советского Союза, с соблюдением требований повышенной секретности. Перед отправкой в Советский Союз немецкие офицеры увольнялись, их вычеркивали из армейских списков, короче говоря, они словно бы пропадали. Поэтому в случае их гибели (а военнослужащие гибнут, как известно, и в мирное время: в процессе освоения новой техники, на маневрах, и т. д.) останки возвращали не в гробах, а в ящиках из-под запчастей, придумывая всякого рода уловки, позволявшие обмануть таможенников. Но чаще приходилось просто вступать с ними в сговор.
Авиацентр под Липецком
Под Липецком готовили военных летчиков, составивших впоследствии ядро немецких ВВС, без которого Герингу потребовался бы еще десяток лет на создание своего знаменитого Люфтваффе. Липецкий авиацентр приобрел также большое значение как полигон для испытания боевых самолетов авиастроительных фирм Германии, а также вооружения и оснастки самолетов - оптических приборов (прицелы для бомбометания, зеркальные прицелы для истребителей), бомб и т. д. В летние месяцы в авиашколе находилось около 300 человек.
На учебных курсах обучался также летный состав и технический персонал советских ВВС. Наиболее важными достижениями Липецкого авиацентра стали создание первого истребителя-бомбардировщика и разработка эффективного метода наведения и корректирования огня артиллерии. Советские военные летчики обучались на основе предписаний и инструкций, разработанных в Липецке. Немцы передали советским коллегам в декабре 1932 года около десятка наставлений по ведению боевых действий в воздухе.
Танкодром в Казани
2 октября 1926 года в Москве был заключен договор об организации совместной танковой школы под Казанью. Немецкая сторона взяла на себя вопросы организации танковой школы, ремонт, перестройку и оборудование помещений. Она же несла расходы по текущему содержанию школы. На танкодроме осваивали теорию танковых клиньев молодые офицеры, ставшие впоследствии выдающимися полководцами Второй мировой войны, включая Гудериана.
В состав танковой школы Кама в качестве помощников немецких инженеров были включены пять советских аспирантов, которые должны были детально овладеть методикой и опытом работы и в последующем перенести это в РККА. Кроме того, для бронетанковых вузов приобрели у немцев учебные пособия и экспонаты. Русские курсанты школы участвовали также в прохождении зимнего курса в Германии. Там они знакомились с работой на немецких предприятиях, получали чертежи и описания танков, которые имелись в распоряжении Рейхсвера. В результате конструкторы советских оборонных предприятий могли сразу вести разработку танков с уровня, достигнутого немцами, перескочив начальные ее ступени.
Из партнера в противника
В годы сотрудничества командующий Рейхсвером генерал фон Сект вынашивал планы различных совместных советско-немецких операций, в частности, против Польши. Эти планы находили поддержку как у Тухачевского, так и у некоторых других советских военачальников. В политическом завещании фон Секта от 1937 года указывалось: 'Советский Союз в течение длительного времени поддерживал вооружение Германии; улучшение отношений с Советским Союзом исключит для Германии опасность войны на два фронта; у Германии с Советским Союзом больше общего, чем со странами западной демократии'.
И все же советско-немецкое сотрудничество продлилось недолго. С приходом к власти Гитлер поставил задачу молниеносной модернизации вооруженных сил, для осуществления которой потребовались огромные средства. Деньги были тогда получены под векселя, выпущенные министром финансов Шахтом. И политической гарантией под них послужили заявления Гитлера о восточной экспансии. Подтверждением этих заявлений стала развязанная Гитлером антисоветская истерия. Естественно, в ответ со стороны СССР была развязана не менее шумная антифашистская кампания. В то время как Гитлер старался в глазах западных политиков выглядеть защитником европейской цивилизации от большевизма, Сталин стремился предстать перед ними же защитником мирового сообщества от нацизма.
С разрывом торгово-экономических отношений с Германией Советский Союз лишился основного экономического партнера. Это повлекло за собой изменения и во внутренней политике СССР, которые в официальной историографии называются переходом к политике 'с опорой на собственные силы'. Сталин лишился надежды использовать возрождавшуюся военную мощь Германии для разгрома стран западной демократии. Тухачевскому же стало совершенно ясно, что для продолжения успешно начатого и столь многообещающего военного сотрудничества с Германией требуется одновременное отстранение от власти Гитлера и Сталина. Известно, чем это кончилось. Операция по ликвидации участников заговора Тухачевского продолжалась вплоть до начала Великой Отечественной войны. Были расстреляны практически все офицеры, прошедшие 'немецкую' школу обучения. А результаты этого 'погрома' не замедлили сказаться еще раньше, осенью 1939 года, во время финской кампании.
__________________
Сталинизм и нацизм: уроки истории для Европы ("Trend News Agency", Азербайджан)
Войны Сталина: интервью с профессором Джеффри Робертсом ("History News Network", США)