Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Иракский фактор в решении курдской проблемы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вопрос "демократического решения курдской проблемы" не является для турецких властей чем-то новым - во внутренней политике ПСР он всегда занимал одно из приоритетных мест.

Одной из тем, ставшей в последние дни в Турции наиболее спорной, является вопрос о "демократическом решении курдской проблемы" правящей Партией справедливости и развития (ПСР). В действительности же, вопрос "демократического решения курдской проблемы" не является для турецких властей чем-то новым - во внутренней политике ПСР он всегда занимал одно из приоритетных мест. Выступая в 2005 году в Диярбакире, премьер-министр страны Реджеп Тайиб Эрдоган озвучил желание партии решить имеющуюся в стране курдскую проблему.

Однако нападение в ноябре 2008 года террористов Курдской рабочей партии (КРП) на участок Актютюн в районе Шамдинли области Хаккари отодвинул решение вопроса на неопределенное время. Хотя сама курдская проблема своей актуальности не потеряла. И обе стороны - как курдская, так и турецкая - были настроены на скорейшее ее разрешение.

Именно по этой причине, протянув Анкаре свою руку "дружбы", нынешней лидер террористической организации Мурат Карайылан заявил о том, что они готовы к диалогу с Турцией. Однако Анкара, основываясь на принципе "великие государства не вступают в диалог с террористическими организациями", отвергла предложение Карайылана.

Было ясно, что желание лидера КРП начать диалог в большей степени было направлено на то, чтобы спровоцировать в Турции новую волну недовольства, поскольку Карайылан знал, что его предложение не будет принято.

Косвенно выдавая себя за "покровителя" курдов, Карайылан желал принизить роль официальной Анкары в глазах курдского населения. Без сомнения, и турецкое правительство это поняло.

Именно поэтому после заявления Карайылана президент Турции Абдулла Гюль сказал, что у правительства имеется свой план по решению в стране курдской проблемы.

Однако детали плана "демократического решения курдской проблемы" являются секретными и все шаги, предпринятые в этом направлении, были претворены в жизнь за закрытыми дверями.

Несмотря на протесты турецкой оппозиции против демократического решения, в первую очередь премьер-министра страны Эрдогана, государственные министры и министр внутренних дел Башир Аталай встретились с лидером прокурдской Партии демократического общества (ПДО) Ахмедом Тюрком. Обе стороны заявили о том, что остались довольны этими встречами. Лидер ПДО оценил демократическое решение проблемы как шаг к началу турецко-курдского диалога.

Что же касается сохранения деталей плана в секрете, турецкое правительство опасается шагов, которые могут быть предприняты террористической организацией КРП и нелегальной организацией "Эргенекон". Ведь у власти есть достаточно доказательств о сотрудничестве этих двух организаций.

Говоря о курдской проблеме Турции, следует обратить внимание на то, что в действительности в Турции курдская проблема и проблема террористической организации КРП отождествляются. Но если присмотреться внимательнее, несмотря на то, что в каждой из проблем присутствует общий курдский фактор, можно заметить, что КРП и курдская проблема отличны друг от друга.

Один из главных отличительных факторов заключается в том, что турецких курдов заботит больше вопрос национального самоопределения, а КРП желает создания независимого государства Курдистан. Отождествление же этих проблем служит интересам только лишь террористической организации КРП.

Интересно, сможет ли турецкое правительство решить эту проблему, как сказал премьер-министр Эрдоган, демократическим путем?

Реформы внутри страны, которые в отличие от предыдущей администрации, проводит нынешняя власть Турции, и достижение во многих сферах положительных результатов дают основание говорить о том, она может решить и курдскую проблему.

Окончательное же решение проблемы, связанной с террористической организацией КРП, находится исключительно в руках Ирака. Потому что в отличие от Турции на севере Ирака функционирует администрация Курдистана, которая хотя и подчиняется центральному правительству Ирака, при этом расценивается КРП в качестве первого шага к созданию желанного независимого курдского государства.

Без сомнения, официальный Багдад знает о том, что КРП воспринимает Северную курдскую администрацию Ирака в качестве потенциального курдского государства. Именно поэтому Ирак, продемонстрировав солидарность с Турцией, направил в адрес террористической организации жесткое заявление.

В ходе официального визита в июне в Анкару вице-президент Ирака Тарик аль-Хашими на встрече с президентом Абдулла Гюлем и премьер-министром Эрдоганом сказал о том, что в Ираке никогда не будет создано независимое государство Курдистан. Вице-президент отметил, что террористическая организация КРП так же опасна для Ирака, как она опасна для Турции.

Естественно, несмотря на то, что турецкое правительство уверено в том, что сможет решить проблему внутри страны, для полного разрешения вопроса оно вынуждено тесно сотрудничать с Ираком. Потому что одной из важных задач для Турции является изоляция террористической организации КРП со штабом на севере Ирака от курдов Турции.

Именно поэтому во время выдвижения правительством Турции плана "демократического решения курдской проблемы" министр иностранных дел страны Ахмед Давудоглу нанес визит в Ирак. В ходе визита были обсуждены иракско-турецкие дипломатические связи и вопросы совместной безопасности.

Без сомнения, официальный Багдад окажет Анкаре в решении проблемы КРП необходимую поддержку. Потому что, пригласив в Анкару являющегося для Ирака первоочередной угрозой лидера шиитских мятежников Мюгтаду ас-Садри, Турция также помогла Багдаду в восстановлении стабильности. После визита Мюгтады в Анкару активность в Ираке шиитских мятежников значительно снизилась.

Обсудить публикацию на форуме

__________________

Турция дает добро ("Die Welt", Германия)

Политические распри ставят под угрозу продажу концессий на нефтяные месторождения Ирака ("The Times", Великобритания)