Обычный захват судна ради выкупа?
По версии российских властей, за заставившим российский флот устроить настоящую морскую охоту и вызвавшим всплеск активности конспирологов захватом сухогруза с российским экипажем Arctic Sea не стояло никаких тайн.
В среду российские государственные информагентства заявили - со ссылкой на представителя министерства обороны, - что восемь задержанных в понедельник участников захвата судна угрожали взорвать Arctic Sea, если не получат 1,5 миллиона долларов в качестве выкупа. Также было заявлено, что пиратов, по-видимому, захвативших Arctic Sea, вскоре после отплытия из Финляндии, и экипаж сухогруза сейчас допрашивают.
Россия утверждает, что арестовано было четверо эстонцев, двое латышей и двое россиян. Их захватил российский военный корабль 'в ходе операции по освобождению Arctic Sea'. Все 15 членов экипажа сухогруза - граждане России.
'Следствие будет концентрироваться на версии вымогательства и захвата судна, так как это - единственная версия, в пользу которой у нас есть реальные доказательства', - утверждает старший инспектор финского Национального следственного бюро Ян-Улоф Нихольм (Jan-Olof Nyholm).
Однако верят в нее по-прежнему далеко не все.
Политологи и эксперты в области морской безопасности сомневаются в том, что людей, захвативших судно, интересовали его экипаж или предназначенный для Алжира груз леса.
Лес - неуклюжий и дешевый товар, весь груз судна стоил примерно 1,8 миллиона долларов, что явно не оправдывает издержек и опасности пиратства. 'Захватывать судно с грузом леса... все равно, что подделывать банкноты номиналом в один доллар', считает главный редактор специализирующегося на оборонной и разведывательной информации сайта GlobalSecurity.org Джон Пайк (John Pike). По его словам, инцидент с Arctic Sea выглядит очень необычно.
Полицейский рейд против наркоторговцев?
28 июня Виктор Матвеев, владелец финской компании Solchart, которой принадлежит сухогруз, обратился в российское посольство в Стокгольме и рассказал странную историю. По его словам, с ним связался по радио один из членов экипажа и сообщил ему, что четырьмя днями ранее судно на 12 часов захватили люди, представившиеся шведской службой по борьбе с наркотиками. Г-н Матвеев утверждает, что после этого, как ему было сказано, посторонние покинули сухогруз.
Российское посольство передало эту информацию шведскому министерству иностранных дел, которое связалось с полицией. Шведские власти утверждают, что никакого полицейского рейда не проводили. Почему Матвеев решил обратиться в российское посольство, а не к шведским чиновникам, и не кажется ли ему странным то, что моряки доложили ему о случившемся лишь через четыре дня, остается загадкой.
Сам г-н Матвеев на звонки не отвечает.
Шведы, между тем, отнеслись к его информации серьезно. По словам пресс-секретаря шведской Национальной криминальной полиции Линды Видмарк (Linda Widmark), на следующий же день, после того, как она была получена, было начато полномасштабное расследование. Пресс-секретарь уверяет, что шведская полиция говорила с экипажем по радиосвязи, и что один из членов экипажа заявил, что люди, захватившие судно, использовали надувной катер того типа, который часто можно увидеть в фильмах про шпионов и коммандос. Хотя большая часть того, что тогда было сказано моряками, сейчас не учитывается под тем предлогом, что говорили они якобы под диктовку пиратов, российское государственное информагентство пишет, что на борту Arctic Sea был обнаружен катер именно такого типа.
Как утверждает пресс-секретарь, после того, как российский корабль 'Ладный' освободил экипаж и арестовал предполагаемых участников захвата, ни финских, ни шведских следователей к ним не допустили.
'Мы охотно побеседовали бы и с экипажем, и с предполагаемыми пиратами', - говорит г-жа Видмарк.
Исчезновение Arctic Sea вызвало множество слухов - в основном по поводу того, кто мог стоять на самом деле за подобным захватом в спецназовском стиле. Ходили слухи о секретном грузе, контрабанде ядерных материалах, 'государственных интересах' и так далее, однако достоверных фактов, которые бы все это подтверждали, никто не приводил.
Радиоактивный груз
'Слухи о радиоактивном грузе на борту пропавшего судна', - под таким заголовком вышло 18 августа одно из сообщений Agence France-Presse. В тот же день агентство Associated Press опубликовало статью, озаглавленную 'Туман сгущается: Россия хранит молчание относительно Arctic Sea'. В ней, ссылаясь на российскую прессу, оно пишет о том, что 'заинтересованные стороны договорились не раскрывать обстоятельств захвата сухогруза'.
Пресса, включая Christian Science Monitor, также писала о том, что до рейса Arctic Sea заходил для ремонта в российский порт Калининград, печально известный как центр контрабанды, и это давало отличную возможность спрятать на нем секретный груз.
Требование выкупа
Российская страховая компания 'Ренессанс Страхование', в которой был застрахован сухогруз, сейчас заявляет, что в начале августа она получила требование выкупа на сумму в 1,5 миллиона долларов. Вскоре после этого Швеция, Финляндия и Мальта создали совместную следственную группу, базирующуюся в Финляндии. Как сообщают представители шведской и финской полиции, члены группы ведут расследования самостоятельно, используя ее в основном, чтобы обмениваться информацией.
Наши вопросы о возможной связи дела с распространением ядерных материалов игнорируются. Министерство обороны в Москве также не отвечает на звонки.
Некоторые СМИ сообщали о том, что перед отплытием из Финляндии Arctic Sea прошел проверку на радиацию. однако заведующий финской Лабораторией технологий безопасности Хаари Тойвонен (Haari Toivonen) это отрицает. Его лаборатория входит в состав STUK - финской правительственной организации по надзору за ядерной безопасностью. 'Ни на одной из стадий радиацию не замеряли', - говорит он.
_______________________________________________________
Российская версия 'спасения' Arctic Sea вызывает много вопросов ("The Independent", Великобритания)
Тайны Arctic Sea всплывают на поверхность ("Liberation", Франция)