Накануне визита делегации Международного валютного фонда (МВФ), назначенного на 24 августа, становится все более очевидно, что Сербия не сможет выполнить условия, необходимые для получения второго транша кредита на 2,9 миллиарда евро, соглашение по которому было подписано в марте. Учитывая ожидаемый рост общественного недовольства, некоторые предупреждают о новых выборах и влиянии России.
В то время как его доходы падают, а расходы остаются на неизменном уровне, сербское правительство будет вынуждено обратиться к МВФ за разрешением довести бюджетный дефицит 2009 года до 4,5 процентов ВВП, что является значительным ростом по сравнению с ранее согласованным потолком в 3 процента ВВП. Взамен правительство пообещает серьезно уменьшить число работников бюджетной сферы, в первую очередь в ключевых областях здравоохранения и образования.
Раздробленность внутри правящей коалиции, состоящей из 10 различных партий, у каждой из которой есть свой собственный, отличный от других электорат, помешала проведению жизненно важных структурных реформ и мер строгой экономии. Ситуация испортилась настолько, что глава Центрального банка Сербии Радован Еласич (Radovan Jelasic) высмеял правительство за то, что он не выработало 'ни единого конкретного предложения' для борьбы с кризисом.
Вариантов борьбы с кризисом у хрупкого правительства крайне мало: глава одной из второстепенных партий коалиции, Партии объединенных пенсионеров Сербии, Йован Кркобабич (Jovan Krkobabic) сурово выступил против предполагаемых сокращений пенсионных выплат, в то время как другие фракции, опасающиеся антипатии потребителей, выступили против увеличения НДС, подоходного налога или акцизных пошлин. Как подчеркивает постоянный представитель МВФ в Белграде Богдан Лисоволик (Bogdan Lisovolik), 'существуют прецеденты, когда средства МВФ использовались для финансирования бюджета, как, например, в Венгрии и на Украине. Однако нельзя автоматически предполагать, что подобное финансирование будет выделено, это происходит только при исключительных обстоятельствах и по согласованию. В том, что касается Сербии, чтобы получить подобную временную поддержку для бюджета, не менее важно иметь заслуживающую доверия 'стратегию выхода' в виде долгосрочных снижений расходов или увеличения доходов.'
Необдуманная помощь
После того как в апреле был получен первый транш помощи МВФ в размере 788 миллионов евро, правительство приняло пакет мер, среди которых были снижение зарплат работников бюджетной сферы и множество новых налогов, однако, необдуманность действий правительства и его сомнения по поводу своей правоты лишь усилили кризис.
31 августа правительству предстоит вторая ключевая проверка. В этот день сербский парламент будет голосовать по ряду законопроектов, среди которых и спорные поправки к Закону об общественной информации, которые уже вызвали серьезные расхождения между двумя ключевыми членами коалиции, Социалистической партией Сербии и партией G17 Plus. Похоже, что этот политический тупик лишь сильнее подорвет возможности коалиции по управлению страной и экономикой.
Тем временем, ускоряющееся бегство иностранного капитала, от которого по-прежнему чересчур зависит сербская экономика, начинает оказывать сильное воздействие. Хотя МВФ изначально предсказывал, что в 2009 году экономика Сербии сократится на 2 процента, сегодняшние прогнозы гораздо мрачнее и указывают на цифру в 5 процентов. В то время как промышленное производство и экспорт продолжают падать, а уровень безработицы и инфляции составляет 25 и 10 процентов соответственно, внутри Сербии растет социальное напряжение.
Рокот недовольства, уже несколько месяцев находящий отклик у населения и несколько раз вылившийся в отдельные протесты в разных частях страны, станет этой осенью значительно громче. Недавно около тысячи фермеров со всей Сербии, выращивающих зерновые и малину, приехали в Белград, требуя более высоких цен за свою сельскохозяйственную продукцию, в то время как работники с фабрики электрооборудования 'Застава Электро', протестующие против невыплат зарплаты и общих проблем с управлением, потребовали, чтобы приватизация завода была немедленно аннулирована. По мере того, как эти отличные друг от друга и ранее раздробленные союзы и интересы объединяются и становятся более явными, сербское правительство стоит перед перспективой волны забастовок и других случаев общественных протестов, с которыми придется бороться недавно созданной, долгожданной рабочей группе по противодействию кризису, чьи действия призваны смягчить беспокойство трудящихся и разрешить возникающие споры.
Хотя Европейская комиссия недавно выдала Сербии 100 миллионов евро для общей поддержки бюджета с целью 'смягчить экономические и социальные последствия кризиса', и, несмотря на то, что страна должна вскоре присоединиться к шенгенской зоне, что позволит ее гражданам посещать ЕС без получения визы, в проевропейских политических кругах Сербии множатся страхи перед призраком новых выборов, которые могут привести к созданию более евроскептической коалиции вокруг недавно созданной Сербской прогрессивной партии. Эту партию основал бывший кандидат в президенты от Сербской радикальной партии Томислав Николич (Tomislav Nikolic).
Влияние альтернативного стратегического 'увлечения' Сербии, России, тоже не ослабевает. Визит российского президента Дмитрия Медведева в Белград назначен на октябрь, и Сербия надеется получить дополнительный миллиард долларов помощи на обслуживание бюджетного дефицита и финансирование инфраструктурных проектов. После того, как ранее в этом году Москва получила контроль над государственной нефтяной компанией Сербии Naftna Industrija Srbije (NIS) на достаточно благоприятных условиях, российское влияние на сербскую экономику продолжает расти, несмотря на значительное снижение объемов торговли между двумя странами.
С региональной точки зрения Сербия - не единственная страна, которой не удается удовлетворить требования МВФ. Соседняя Босния-Герцоговина, договорившаяся о кредите поддержки в размере 1,2 миллиарда евро в мае, изначально не смогла получить первый транш помощи, после того, как хорватско-мусульманская часть страны не ограничила государственные расходы, особенно социальные выплаты, так как этому воспротивились крайне влиятельные организации ветеранов войны.
Даже если Сербии удастся уговорить МВФ ослабить ранее согласованные условия, эта помощь даст лишь краткосрочное экономическое облегчение. Если только не удастся срочно покончить с политической раздробленностью и нестабильностью, которые парализуют усилия правительства по поиску решений, призванных бороться с усиливающейся рецессией, правящая коалиция Сербии обнаружит себя запутанной в социальном и политическом кризисе, которые сделает новые выборы неизбежными.