История показывает, что политика не-взаимодействия неизменно оказывалась самым плохим способом действий.
Эта политика слишком часто приводит к непредусмотренной реакции со стороны отодвинутого в сторону субъекта. Примером подобной реакции может служить отдельное мировое соглашение, подписанное Советами с Гитлером в 1939 году, что стало сюрпризом для западных держав, постоянно исключавших Россию из стратегических переговоров. Еще один пример - это решение Фиделя Кастро заключить прямой союз с Россией, после того, как в 1962 году США ввели разрушительные санкции против Кубы. Это решение привело мир на грань ядерной войны.
Решение проигнорировать попытки Ирана начать взаимодействие не станут исключением из этой модели непредусмотрительности. У Ирана есть ядерная технология, а сфотографированные с воздуха объекты доказывают, что в стране производится низкообогащенный уран, используемый для генерации электричества, но не для производства бомб. Тем не менее, Тегеран отказывает специалистам ООН в проведении проверок и не собирается прекращать свою до сих пор мирную атомную программу.
Вместо того, чтобы вводить санкции или постоянно отказываться от дипломатических усилий, государства, стремящиеся к миру, должны задуматься над причинами, по которым Иран занимается наращиванием своей ядерной мощи. По словам Ирана, и в соответствии с Договором о нераспространении 1968 года, у страны есть 'неотъемлемое право' для мирного применения ядерных технологий. Никто не делает вид, что это - конечная цель ядерной программы Ирана, да и почему это должно быть так? Страна окружена государствами, на которые влияет Америка, среди которых и Израиль, уже продемонстрировавший свои возможности нанести ракетный удар по ядерным объектам Ирана. Подобные государства угрожают Ирану, однако западные державы, поддерживающие страны, окружающие Иран, отказываются от дипломатических отношений.
Иран хочет от Запада взаимодействия. Игнорирование этого требования лишь подтолкнет его к статусу государства-с-ядерным-оружием. Отношения с Северной Кореей, которые ведутся под предводительством Америки, хорошо показывают, почему это произойдет. Северная Корея заставляет дипломатов ходить на цыпочках, а ее ядерный потенциал гарантирует ей участие в международных обсуждениях. Очевидная, но игнорируемая проблема ядерного оружия также привела к тому, что две американских журналистки были отпущены без конфронтации, но после скрытых переговоров и визита известного, хотя и не обладающего официальным статусом сановника.
Если Иран хочет равных и добросовестных переговоров, то, до тех пор, пока он не получит желаемого взаимодействия, ядерная программа страны продолжит развиваться.
Нации, стремящиеся к миру, не могут позволить себе допустить еще одну историческую ошибку и отказаться от взаимодействия. Называть кого-то врагом - это накликать беду, как продемонстрировала риторика 'оси зла', и как, похоже, подтверждает американское обозначение Ирана как 'государства-изгоя'.
Следует заменить санкции на уступки, и дать признанию заменить невежество. Пора разрушить ложное историческое убеждение о том, что отсутствие взаимодействия может сработать.
___________________________________________________________
Иран, Запад, ядерная бомба и лицемерие ("Arab News", Арабская пресса)
Израиль утверждает, что Россия может пересмотреть свои планы по продаже ракет Ирану ("The New York Times", США)
Санкции вряд ли обуздают ядерные амбиции Ирана ("Time", США)