Польская печать активно обсуждает высказывание главнокомандующего Сухопутных войск генерала Вальдемара Скшипчака во время похорон капитана Даниэля Амброзинского, в котором прозвучала критика в сторону Министерства национальной обороны. Генерал Скшипчак отметил, что если бы польские солдаты были соответствующим образом вооружены, то, возможно, капитан Амброзинский был бы жил.
'Газета выборча' публикует интервью с генералом Скшипчаком, в котором тот рассказывает, что многие чиновники в Министерстве национальной обороны блокируют покупку нового оснащения. Скшипчак уверяет, что подавал заявления на покупку новых вертолетов еще в 2007 году, но вертолетов до сих пор нет. Кроме того, генерал оправдывается, что на похоронах Амброзинского повторил только слова премьера Дональда Туска, который на прошлой неделе сказал, что армии не хватает вооружения, потому что средства на модернизацию из Министерства национальной обороны плохо распределяются. В интервью генерал Скшипчак отметил, что похороны капитана Даниэля Амброзинского были самым удобным моментом, чтобы высказать то, что наболело ему и его солдатам, ведь это он 'смотрит в лицо семье погибшего и отвечает перед ней'.
**
На страницах 'Дзенника' появилось интервью с Министром национальной обороны Богданом Клихом, в котором тот отвечает на обвинения генерала Скшипчака.
Богдан Клих говорит, что был очень удивлен заявлением главнокомандующего сухопутных войск. Министр национальной обороны считает, что генерал не должен был говорить такие вещи публично, нужно было обговорить это непосредственно с ним. По словам генерала Скшипчака, лично оговорить вопросы технического снабжения миссии в Афганистане было невозможно, поскольку к Богдану Клиху невозможно было пробиться. Однако министр это отрицает, говоря, что за последние два месяца очень часто встречался со Скшипчаком, и даже разговаривал с ним с глазу на глаз. Также министр национальной обороны считает, что командование сухопутных войск во главе с генералом Скшипчаком представило иррациональные требования по вопросу технического обеспечения армии, ведь запросы, по словам министра, соответствуют скорее 'армии США, а не Польши'. По поводу того, должен ли генерал Скшипчак нести какую-либо ответственность за свои высказывания, Богдан Клих отвечает, что это решит Президент Польши, но отметил также, что в Польше действует гражданский контроль над армией, и ни один военнослужащий не имеет права высказываться по политическим вопросам - читаем в 'Дзеннике'.
**
'Протест не изменит правил войны' - под таким заголовком в 'Дзеннике' появился комментарий Анджея Таляги на разногласия между военным и гражданским руководством в Польской армии.
Автор отмечает, что, с одной стороны, плохо, когда армия борется без соответствующего оборудования, но еще хуже тогда, когда военные начинают вмешиваться в дела государства. По мнению Анджея Таляги, в демократическом государстве, если главнокомандующий считает, что работает в несоответствующих условиях, он подает в отставку, а не занимается публичной критикой руокводства. Принцип демократии - это то, что ни армия, ни ее военное командование не имеет права критиковать вышестоящее гражданское руководство. Также Анджей Таляга отмечает, что на нехватку оборудования в Афганистане жалуются не только польские солдаты, но и более богатый британский контингент. Комментатор не верит, чтобы в Министерстве национальной обороны существовали люди, которым была бы безразличной судьба польских солдат в Афганистане, а тем более те, кто желал бы им смерти - отмечает 'Дзенник'.
__________
Погиб в борьбе с талибами ("Польское радио для заграницы", Польша)
Кровопролитный месяц для американских войск в Афганистане ("The New York Times", США)