Мировой кризис нанес мощный удар по российской экономике, которая слишком зависит от цен на сырье.
Конъюнктура
Цифры не оставляют сомнений. За первые шесть месяцев этого года российская экономика упала на 11%, тогда как Китай по-прежнему демонстрировал стабильный рост на уровне 7,1%. Результаты Индии и Бразилии, которые опубликовали лишь статистику по первому кварталу 2009 года, составили соответственно 5,8% и -1,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Показатели России просто ужасны по сравнению с другими странами БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Россия в этой компании сегодня выглядит гадким утенком ", считает Крис Уифер (Chris Weafer), главный стратег российского инвестиционного банка Уралсиб. Никто в правительстве не ожидал такого спада после трех лет роста со средней скоростью в 8%.
"Вертикаль власти"
Дело в том, что в отличие от других стран группы БРИК, российская экономика слабо диверсифицирована: ее основная опора это экспорт сырья (в первую очередь энергоносителей), металлов и прочих минеральных ресурсов. Все это стало результатом политики, которую проводит Владимир Путин с момента прихода к власти в 2000 году. Сконцентрировав свои усилия на построении "вертикали власти", он постепенно взял под свой контроль ряд энергокомпаний, в частности "Газпром", в ущерб иностранным компаниям и местным олигархам. И все ради другой, на этот раз внешней цели: сделать из России "энергетическую сверхдержаву". Достигнуть ее удалось: страна стала мировым лидером по экспорту нефти и газа. Рост цен на сырье, продолжавшийся с 2000 года по весну 2008 года, позволил ему привести в порядок госфинансы и обрести небывалый вес в мировой политике.
Проблема заключается в том, что обещанные инвестиции в инфраструктуру, высокие технологии и промышленность так и не стали явью, несмотря на все заверения Кремля. Заводская промышленность так и не оправилась после краха советской экономики, а накопленное за последние двадцать лет отставание - головная боль для Кремля.
Кроме того, рецессия 2009 года свела на нет финансовое благосостояние страны. Нехватка нефтедолларов привела к дефициту бюджетов на 2008 и 2009 годы. А накопленные на черный день резервные фонды уже истощены настолько, что со следующего года Москве придется вновь прибегать к внешним займам (41 миллиард евро в течение трех лет). Что же до долгов российских предприятий, они достигают уже 280 миллиардов евро. Кредиторам есть о чем беспокоиться, так как перспективы выхода из кризиса пока еще довольно туманны. Потребительская активность российских семей резко упала (в то время как в других странах БРИК она осталась приблизительно на том же уровне). И промышленность сокращает производство.
Сигнал
Москва пытается компенсировать свои промахи достижениями в военной сфере. Прошлогодняя победа над Грузией стала своего рода сигналом, как для россиян, так и для остального мира. Россия будет добиваться своих целей любой ценой (а война это вещь дорогостоящая): речь идет о том, чтобы не уступать США, Европе, всему миру: Цепляясь за БРИК, Россия организовала в июле первый саммит четырех стран. Тем не менее, встреча не принесла никаких конкретных решений. Более того, она еще более дискредитировала Россию в этой организации...
____________________________________________________________
Несмотря на повышение газовых цен, Россия погружается в кризис ("Les Echos", Франция)
Великая трубопроводная опера, акт 1 ("Foreign Policy", США)
Крах московских строительных магнатов ("The Times", Великобритания)