Потенциальный выход российской экономики из состояния спада, который, согласно официальной статистике, состоялся в июле, вовсе не обещает России скорое возвращение к временам сравнительного преуспевания. Кризис показал миру всю бесперспективность экономической модели, опирающейся на экспорт энергоресурсов, полагает сотрудник Центра российских исследований Гарвардского университета Маршалл Голдман.
- Данные, которые приводят российские представители, крайне изменчивы и склонны к резким колебаниям. Помесячные и квартальные показатели не свидетельствуют об утверждении новой тенденции. Если взглянуть на ситуацию в России в макроэкономическом контексте, то совершенно очевидно, что стране так и не удалось создать промышленность, не зависящую от энергетического сектора, и она целиком оказалась во власти капризного рынка энергоносителей. Если цены на нефть в ближайшее время будут повышаться, то россияне смогут вздохнуть свободнее, то есть в случае выхода мировой экономики из рецессии Россия окажется в выигрыше.
При таком повороте событий средний россиянин может рассчитывать на то, что ситуация не ухудшится. Но возвращение к временам недавнего преуспевания маловероятно, потому что во многом оно было результатом искусственного стечения обстоятельств. Нужно отдавать себе отчет, например, что большая часть производств, подобных Пикалеву, не вернутся к жизни. Эти мощности поддерживались из расчета на то, что мы будем жить в мире с гигантским экономическим ростом. Но этого мира больше не существует, все изменилось. Заявлений премьер-министра Владимира Путина решении проблемы недостаточно для того, чтобы изменить реальность.
Делать вывод о том, что экономическое "сползание" России остановлено, слишком рано. Нет никаких примет ренессанса, и трудно его ожидать. За десятилетие роста так и не был заложен фундамент для здорового экономического развития, который помог бы сегодня стране совершить резкий поворот в сторону преуспевания.
___________________
Российские лидеры доводят русского медведя до нищеты ("The Globe And Mail", Канада)
Куда пойдет рубль - наверх или вниз? ("Business New Europe", Великобритания)