Будто письмо как письмо - одного руководителя государства к другому. В конце концов, какие проблемы. Но как-то стало неприятно. Частным образом досадно. Даже не за Украину - за Россию. В самом деле, красивую страну. Населенную добрым и страждущим народом, от чьего имени формально говорит президент Медведев.
Президент и корпоративный директор
Разница между Ющенко и Медведевым очевидна. Это, как ни удивительно, статус. Ющенко "просто" избрало большинство украинских избирателей. Медведев же стал преемником главы корпорации имени Путина, фактически - назначенным и.о. директора мощного государства. Не нам оценивать эту внутрироссийскую проблему. Но сравнить с Украиной следует. У нас, когда результаты выборов были сфальсифицированы, миллионы граждан встали на защиту своего выбора. Так родился "феномен Майдана", без идиотических басен об американских валенках и раздаче денег. И это прошло без крови. В ситуациях политических кризисов, когда Ющенко надо было выбирать - поделиться властью или поиграть мышцами спецслужб, он отдавал кусок власти своим оппонентам. Но не переступал незримого христианского рубежа, не прибегал к политическим убийствам или гэбэшным спецоперациям. В России же расправы государственной машины с инакомыслящими - ежедневное дело.
"В чем сила, брат?"
Основным нареканием на Ющенко является его недостаточная жесткость. Хотя лично я в этом вижу незаурядные плюсы. Ведь комфортно жить в стране с Президентом-демократом, а не с президентом, который захочет позабавиться "в солдатики". Ни одна русская мать, которой привезли сына в цинковом гробу из чеченской или грузинской войн, не радуется "силой" двух последних президентов РФ. Не слыхать благодарностей за неуступчивость российского руководства и от родственников жертв терактов и освобождения заложников на Дубровке и в Беслане.
В России, стране "сильного президента", происходят войны, регулярными являются политические расстрелы, запрещенными - манифестации инакомыслящих, хроническим - отсутствие прямого телеэфира. Фактически разрешены на государственном уровне - ксенофобские проявления. А у нас - сахар подорожал и "порядка нет". Хотя, ясное дело, "сильным и страшным" гордиться значительно легче, чем 'добрым'. Вместе с тем с "добрым президентом" не страшно жить в одной стране, не страшно роптать на него по мобильному телефону. А вот "сильного президента" - не подвергнешь критике; нет ни одного русского телеканала, который пропустил бы такое в эфир. Даже парламент РФ, Государственная дума, - не место для политических дискуссий, как сознался ее спикер, в отличие от Верховной рады Украины.
Опасность украинского успеха
Среди аргументов в пользу "правильности" курса "путинизма-медведизма" приводят якобы стремительный расцвет России; параллельно не смолкают голоса кремлевских технологов, которые убеждают в бессодержательности "украинского проекта". Нет, дескать, Украины, а есть напрасные усилия хохлов, одураченных и купленных "померанцевыми" на Майдане. А оно и не удивительно, что огромные интеллектуальные мощности Кремля идут на антиющенковскую пропаганду. Успех демократической Украины является критическим для нынешних руководителей России. Но хотя телеэфир в них "кривой", граница - открыта и обычные россияне понемногу убеждаются собственными глазами, что в Украине все не так, как вдалбливает пропаганда. Даже пародийный видеоролик, который высмеял и "опустил" обращение Медведева, оперативно изготовили не в Киеве, а в Москве. И эта сатира от русского интеллектуала Олега Козырева стала значительно популярнее в интернет-пространстве, чем собственно воззвание президента РФ.
Громкая антиукраинская и антигрузинская истерия нужна Кремлю, лишь бы как-то переключить внимание с собственных проблем на чужие. Но жизненный уровень в Украине и России, вопреки критике, таки сопоставим: Украина без собственных энергоресурсов как-то дает справляется. А вот эффективна ли экономика России? Упала цена на нефть - и посыпались все "нанотехнологии русского прорыва". Перестали из-за мирового кризиса покупать металл - начали скукоживаться программы "подъем с колен". И пусть украинцы в космос летают не слишком активно - главное, что летают на отдых в Турцию и Египет.
Что сказал бы Пушкин?
В послании президента Медведева прозвучал упрек относительно псевдоограничения развития русской культуры в Украине. Отталкиваясь от этого, давайте спросим: как оценили бы реалии жизни в современной России великие русские писатели? Интересно, каким образом Салтыков-Щедрин описал бы ожиревший русский генералитет? Неужели склонился бы в поклоне, благодаря за "наше счастливое все"? Или, может, Лермонтов поддержал бы "сортирное правосудие" в чеченском вопросе? Перекроил бы Гоголь свои "Петербургские повести" и "Мертвые души" в угоду душителям слова? Это же за что борются "большие просветители" из Кремля: за использование русской литературы как инструмента русификации или за, в самом деле, высокие качества русских гениев слова? И неизвестно, не захотел бы Александр Пушкин, если бы жил теперь, переехать, скажем, в Киев. Ведь в Украине дышится несравненно легче, и это признает множество русских интеллигентов. Множество и переезжает.
Голодомор, или "Кушать подано"
Является ли голод в СССР 20-х и 30-х лет трагедией для кремлевских руководителей, неизвестно. Категории, в которых он описывается из Москвы, звучат весьма расплывчато, да и дело это теряется на фоне преступлений советской власти. Понятно, почему российские руководители спешат доставать архивные материалы и осуждать коммунистических палачей, - это объясняют термины "государственная наследственность" и "эстафета элит". Ну не могут не влиять на подсознание выпускника дзержинских университетов его учителя и бывшие начальники из ведомства Берии. А в последовательности Владимиру Путину не откажешь - если была присяга на верность СССР и партии, то она и осталась - и в ментальности, и в конкретных проявлениях.
А вот руководству ли соседнего государства оценивать, как украинцы относятся к террору голодом, устроенному на нашей, украинской земле? Бесчисленное множество нашего народа, родственников наших, постигла страшная смерть. И мы это признаем. И до сих пор скорбим. Язык не поворачивается меряться "миллионами трупов", но оказанием почестей памяти "своих" жертв в Кремле могли бы проникнуться тоже. И повынимать архивы без купюр, назвав, кто и зачем проводил геноцид против украинского крестьянства и какая роль в этом Коммунистической партии. Вместе с тем, следует признать, кремлевская идеологическая машина борется не просто с фактом признания Голодомора в Украине, а с объединением украинцев вокруг общей, национальной трагедии. Метод Кремля - разъединять, чтобы властвовать.
Отрицание Голодомора как украинской трагедии имеет и другой подтекст - словом, если украинцев и Украины нет, то какой тогда "отдельный голод"?..
А кроме преступления Голодомора, было и преступление депортаций невинных людей. Мороз идет по коже, когда читаешь воспоминания госпожа Якубовськой о ее пребывании на поселении: "Потом стали умирать дети. За зиму умерло 300 детей. Больной Ирочке кто-то подарил привезенную издалека березовую ветвь, так она с этой веточкой и умерла. Кто-то вез глину... Попросили ведро этой глины; когда она осела, этой водой обмыли тельце ребенка. Из стола делали гроб... Никто не плакал, так как все с ужасом ждали смерть своих детей..." Так может ли Кремль упрекать наших людей, что они не имели иллюзий по поводу советской власти и шли в антикоммунистическую УПА? И не удивительно, что дети и внуки репрессированных не хотят прощать тех, кто вел их родственников на смертную казнь и мучения.
А судьи кто? И кто герои?
Нет на Украине героизации нацистских приспешников, как о том говорят в России. Нет. Но никто не прощает преступлений и коммунистам, которые не меньше, чем гитлеровы, уничтожили народа. В чем величие "больших полководцев", которые отправляли сотни тысяч солдат на быструю смерть в окраинах Берлина только для того, чтобы победить первыми, взять под контроль больше территории? Это же не мифологизированные бандеровцы покромсали столько советских воинов. В Москве не привыкли считать щепки, которые летят во время рубки леса. Но этот счет велели матери, жены и дети солдат.
И не на Украине ставят памятники Сталину - соратнику Гитлера в оккупации Польши, Литве, Латвии и Эстонии, пусть и с мемориальным "гарниром" в виде Рузвельта и Черчилля.
Перевод: Антон Ефремов
___________________
Демократичная Украина, авторитарная Россия: Почему? ("OpEdNews.com", США)
Украина - миру, государство - гражданам ("Зеркало Недели", Украина)