Интервью Дмитрия Рогозина, представителя России в НАТО, изданию der Speigel. О погоне за судном Arctic Sea и о его грузе.
- НАТО помогла России в поиске сухогруза Arctic Sea?
- 11 августа я встретился с новым главой НАТО Андерсом Фог Расмуссеном (Anders Fogh Rasmussen) по его просьбе и сказал ему, что Россия оказалась в сложной ситуации, мы заняты поиском грузового судна. Я также спросил, не может ли НАТО оказать нам помощь?
- И каков был ответ?
- Расмуссен был не в курсе, но пообещал помочь. Но следующий день мне позвонил начальник нашей военной миссии связи и взаимодействия при НАТО генерал Виктор Зиновьев. Он сообщил, что от коллег из НАТО им были получены координаты корабля, который, по их мнению, и есть Arctic Sea. Я сразу же передал эти сведения в Москву начальнику генерального штаба и главкому военно-морского флота. Эти данные совпадали с той информацией, которая была получена нашими специалистами.
- Что произошло после этого?
- После этого полученные данные каждый день сверялись с информацией, имевшейся в распоряжении НАТО: скорость движения судна, его курс. Сухогруз Arctic Sea взял курс на Бразилию, но неожиданно поменял направление движения у берегов Кабо-Верде и полным ходом направился к африканскому побережью. Мы предполагаем, что пираты хотели достичь берегов Сенегала, Гамбии или Гвинеи-Биссау. Наша задача состояла в том, чтобы не дать им приблизиться к берегу.
- Ваш президент сначала заявил, что Балтийское море безопасно для судоходства и что там нет пиратов. На следующий день министр обороны признал, что пираты там все же есть. Президенту морочили голову?
- Нет, к этому времени у нас не было точной информации. Судно было захвачено международной группой похитителей. Они высадились на борт переодетыми в форму сотрудников шведской полиции. Одному из моряков удалось направить SMS-сообщение о захвате. Спустя некоторое время нападавшие попытались создать впечатление, что они покинули сухогруз. Они заставили капитана сообщить судоходной компании о том, что все в порядке, а пираты якобы покинули борт корабля. Только это было известно Медведеву к этому моменту.
- Почему Arctic Sea продолжил движение с отключенной системой связи?
- Пираты были вынуждены подать сигнал только в проливе Ла-Манш, так как они считали этот район для себя опасным. Затем они снова все отключили. Тогда нам стало ясно - происходит нечто странное, и в этот момент вмешался президент.
- Россия направила на поиски немалое количество кораблей - не многовато ли для судна, груженого только древесиной?
- Действительно. Бойцы нашего армейского спецподразделения взяли сухогруз под контроль и задержали пиратов. На борту мы не обнаружили ничего необычного. И это плохая новость - речь шла о выкупе. Все это говорит о том, что борьба с пиратством у берегов Сомали закончилась провалом. Разные страны каждый раз выплачивали выкуп, и это стимулировало тех, кто хотел подражать морским пиратам.
- Хотелось бы уточнить - на борту не было ни наркотиков, ни оружия? В США некоторые наблюдатели считают, что сухогруз перевозил материалы для 'грязной' бомбы, а в Москве заговорили об атомных технологиях для Сирии.
- Если такая страна как наша попадает в подобную ситуация, то сразу все исходят из того, что за этим скрывается какое-то большое безобразие. Было просто безответственно, к примеру, распространять слухи о том, что мы на этом сухогрузе якобы перевозили ракеты или крылатые ракеты, предназначенные для Ирана.
- Были также слухи о том, что на Arctic Sea в Калининграде перед отплытием был дополнительно погружен какой-то сомнительный груз.
- Все это чистой воды русофобия. Если бы финны погрузили на борт кроме древесины еще и крылатые ракеты, то это никого бы не заинтересовало. Если существует информационный вакуум, то он, естественно, заполняется самыми нелепыми слухами.
- Почему члены экипажа не могли связаться со своими близкими?
- В подобного рода ситуации это нормально. Теперь настала очередь следователей. Были ли у пиратов пособники? Весь ли экипаж вел себя правильно? Для этого их и надо сначала изолировать.
- Сумма выкупа в 1,5 миллиона долларов, которую пираты якобы потребовали им передать, представляется специалистам невероятно низкой.
- Сумма выкупа, действительно, обсуждалась. Мы исходили из того, что она может измениться, именно поэтому мы хотели не дать им возможности приблизиться к африканскому побережью.
- Никакого тайного груза, никакой стрельбы при освобождении - Как в этом во всем разобраться?
- Но все было именно так. Урок состоит в следующем - нам нужно в будущем использовать также и совет Россия-НАТО для того, чтобы лучше координировать наши усилия и более эффективно противодействовать международному пиратству.
_________________
Борьба с пиратством как государственная идеология ("Spiegel", Германия)