Несколько месяцев подряд Северная Корея прибегала к вооруженным провокациям, а теперь переходит на примирительный тон, но эксперты считают, что Соединенные Штаты все равно не должны смягчать санкции, направленные на остановку ядерной программы Пхеньяна.
Северная Корея снижает напряженность: демонстративно освобождает двух арестованных американских журналисток и южнокорейского бизнесмена. Кроме того, она предлагает восстановить ранее замороженные деловые и туристические программы совместные с Югом.
В воскресенье делегация северокорейских сановников посетила похороны бывшего президента Южной Кореи и передала президенту Ли Мен Баку (Lee Myung-bak) послание от главы Северной Кореи Ким Чен Ира. Это был первый официальный контакт между лидерами с тех пор, как Ли пришел к власти 18 месяцев назад.
В понедельник южнокорейские СМИ заявили, что Пхеньян пригласил американского чиновника, отвечающего за отношения с Северной Кореей Стивена Босуорта (Steven Bosworth) посетить страну для переговоров по ядерной программе.
Однако эксперты, давно наблюдающие за коварным северокорейским лидером Ким Чен Иром, видят в его действиях только тактическую уловку, нацеленную на ослабление международных санкций, которые были наложены на Северную Корею после проведенных в мае ядерных испытаний. По их мнению, шаги Кима свидетельствуют лишь о том, что финансовые ограничения, которые ООН наложила на Пхеньян, начинают приносить плоды.
Северная Корея молчит о вопросах, связанных с распространением ядерного оружия, которые и изолировали ее от международного сообщества, считает аналитик из консалтинговой компании Eurasia Group Абрахам Ким (Abraham Kim), специализирующейся на политических рисках.
'Вместо этого она пытается устроить информационные помехи, чтобы можно было сделать вид, что ситуация улучшается, хотя в действительности она не становится лучше', - говорит он.
'Безусловно, они несколько сбавили накал риторики... предприняли несколько шагов и сделали несколько заявлений, которые выглядят примирительно', - замечает высокопоставленный американский чиновник. Впрочем, по его словам, Вашингтон пока провел только первоначальную оценку новой дипломатической позиции Северной Кореи
'Чего мы пока не увидели, хотя до сих пор этого ждем - так это каких-либо признаков готовности северокорейцев вернуться к многосторонним переговорам о ликвидации ядерной программы'.
Усилия Пхеньяна направлены на Вашингтон, Сеул и Пекин
Резолюция, позволившая ООН наложить на Северную Корею санкции, которые должны удерживать ее от столь доходной торговли ракетами, была принята после того, как в апреле КНДР испытала ракету дальнего действия, а в мае провела ядерные испытания.
Вашингтон хочет, чтобы Север вернулся к переговорам о разоружении в обмен на экономическую помощь, в которых также участвуют Южная Корея, Китай, Япония и Россия. Пхеньян считает это бесперспективным и хочет напрямую говорить с Соединенными Штатами. Вашингтон в свою очередь отказывается от переговоров вне рамок шестистороннего процесса.
Кроме того, по-видимому, Северная Корея хочет, чтобы за ней признали статус ядерной державы, что неприемлемо для ее партнеров по переговорам.
Эксперт по Корее Брюс Клингнер (Bruce Klingner) из вашингтонского аналитического центра Heritage Foundation полагает, что Пхеньян пытается 'добиться от США и Южной Кореи смягчения позиции по Северной Корее, внести разлад между союзниками и снизить эффективность международных санкций'.
Он также считает, что Китай - сосед и главный благодетель Северной Кореи, на этот раз беспрецедентно поддержал санкции ООН, что, судя по всему, потрясло Пхеньян. Теперь Китай тоже стал мишенью усилий Пхеньяна.
По мнению Кима, намерения Пхеньяна, которые он открыто продемонстрировал на похоронах покойного Ким Дэ Чжуна (Kim Dae-jung), заключаются в том, чтобы 'играя на чувствах южнокорейского общества, заставить администрацию Ли Мен Бака смягчить позицию'.
В 2008 году президент Южной Кореи Ли прекратил политику неограниченной помощи, начатую за десять лет до того Ким Дэ Чжуном. Эта программа принесла Северной Корее миллиарды.
Стоило Ли потребовать от Пхеньяна в обмен на щедрость со стороны Сеула ответных шагов, как недовольная Северная Корея закрыла совместные с Югом деловые и туристические проекты. Сейчас северянам нужны деньги, поэтому они готовы обсудить их возобновление.
'Жернова' солидарности
По мнению Джека Притчарда (Jack Pritchard), бывшего главы американской делегации на переговорах с Северной Кореей, Пхеньян 'попал между жерновов' - администрация Обамы оказалась не столь уступчивой, как он думал, Сеул не обратил внимания на военные угрозы, а санкции ООН, начали, между тем, создавать трудности для режима.
'Они столкнулись с проблемой, которой они не ждали', - сказал он о северокорейцах, которые привыкли эксплуатировать разногласия между Вашингтоном и Сеулом.
'Пока они не разваливаются, режим не собирается рушиться, но они осмотрелись и сказали: 'Так дело не пойдет. Мы должны что-то с этим сделать, только что?', - считает глава Корейского экономического института Притчард.
Пока Соединенные Штаты твердо придерживаются прежней позиции и соглашаются общаться с Вашингтоном только в формате шестисторонних переговоров. Чтобы не ослаблять давления, Филипп Голдберг (Philip Goldberg), координирующий санкции ООН с американской стороны, посетил Северную Корею сразу же после визита северокорейской делегации на похороны.
Клингнер, как и ряд других экспертов, убежден, что Вашингтону не следует идти на уступки в этом вопросе. 'Сейчас США и союзники сохраняют твердость, и Северная Корея первой начинает делать примирительные жесты, так что я считаю, этот подход действенным', - говорит он.
____________________________________________________________
Северная Корея просит США о прямых переговорах ("The Wall Street Journal", США)
Северная Корея - надвигающаяся угроза ("The Washington Times", США)
Не исключено, что Северная Корея ослабляет свою жесткую стратегию ("The Washington Post", США)