Освобождение Абд-уль-Басита Али Мухаммада аль-Миграхи и его триумфальное возвращение, разумеется, заранее подготовленное властями Ливии, вызвало со стороны стран Запада реакцию, характеризующуюся неимоверным лицемерием. Шотландский суд признал аль-Миграхи виновным на основе досье, которое было большей частью сфальсифицировано западными разведслужбами. На настоящий момент никто не вправе сказать, что правосудие свершилось. Подозреваемый, которому, судя по всему, осталось жить меньше трех месяцев, утверждает, что никакого правосудия не было. Итак, вместо неудовлетворительного (для всех) эпилога получился повод для Запада на разные лады проявлять свое вероломство.
Властям в Триполи нужно было проявить большее благоразумие и не трубить во весь голос о возвращении на родину ливийского спецслужбиста. Впрочем, эти слова говорятся задним числом, в ответ на злоехидные комментарии, появившиеся в прессе (западной). Правительства западных стран отлично знают, какова сущность ливийского режима. Они знали, что этот режим будет активно работать со СМИ на тему возвращения человека, который, приняв на себя несправедливый, по его мнению, приговор, позволил Ливии избежать остракизма, на который она была обречена. Не будем забывать и о том, что Триполи уступил практически по всем пунктам: подписал соглашение о выдаче и выдал такие тайны, из-за которых отец пакистанской бомбы испытал большие трудности. Следовательно, никто и не должен был ждать, что Триполи не попытается взять реванш, встретив аль-Миграхи как героя и представив его возвращение как "победу". Все это в порядке вещей; можно сказать, все это - часть заключенной сделки. Как говорится, бизнес есть бизнес.
Вполне понятно, что сделка не нравится западным журналистам и родственникам жертв. Понять напускной гнев западных официальных лиц, однако, несколько сложнее. Можно подумать, что со стороны полковника Каддафи было нечестно устроить Абд-уль-Баситу аль-Миграхи пышную встречу.
"Глубоко тревожно, глубоко противно", - причитал министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд (David Miliband). - "Шокирующе, отвратительно", - вторит ему Белый дом, словно пытаясь перещеголять англичан.
Невольно хочется перефразировать слова господина Милибэнда: все этио глубоко лицемерно и глубоко "неискренне". Неужели никто в Европе не знает, как полковник Каддафи манипулирует средствами массовой информации и как он управляет тем эффектом, который оказывает их деятельность? Полковник, осаждаемый со всех сторон дельцами всех мастей, уже посетил несколько европейских столиц и продемонстрировал, что умеет работать и с журналистами, и с Блэром, и с Саркози. И те самые британские чиновники, которые уладили скандальчик с аль-Миграхи в обмен на пару-тройку сочненьких контрактиков, ожидали, что Ливия, никогда и не думавшая признавать вину этого человека, будет встречать его со стыдом, как виноватого?
Учитывая, что власти Ливии в значительной степени опираются на службы безопасности, едва ли можно было упустить шанс воздать должное агенту, согласившемуся пройти процедуру экстрадиции и отдаться на милость шотландских судей. Ничего алогичного в поведении Ливии нет. Все совершенно нормально.
__________________________________________________________
Невзирая на критику, Берлускони не отказывается от визита к Каддафи в день независимости ("The Times", Великобритания)
Абдельбасета Али аль-Меграхи встречают на родине как героя ("The Times", Великобритания)