У кризиса с продуктами питания - много граней. Одну из них можно увидеть на севере Ганы, в Кандига (Kandiga), недалеко от районного центра Болгатанга (Bolgatanga). Здесь между баобабами и полями, засеянными просом, рассыпаны редкие жилые постройки местных жителей. Одного из крестьян из Кандига зовут Джон Агаапи (John Agaapi) - это высокорослый и сухощавый мужчина. В последние годы глаза на его морщинистом лице все чаще обращаются к небу. Здесь в Западной Африке система чередования дождливого и засушливого сезонов стала давать сбои. Погода теперь отходит от старых образцов. Только небу известно, когда вновь можно будет полагаться на ритмичное чередование времен года, говорит Агаапи.
Все это имеет драматические последствия для жителей Западной Африки. Если смена времен года сбивается, то они начинают страдать от голода. Большинство крестьян занимаются земледелием, основанным на дождевом орошении, и они не могут позволить себе неурожай. Но если весной после первого дождя больше с неба не проливается ни капли воды, то семена в почве засыхают. А непривычно сильные проливные дожди в течение следующих месяцев вымывают из борозд последние сохранившиеся ростки.
Сейчас такого рода ситуации возникают в Западной Африке чаще, чем раньше, да и в других частях планеты дело обстоит не лучше: засуха в Кении, пересохшие колодцы на севере Китая и нехватка воды в Калифорнии - все это следствие более резких климатических изменений. Обеспечение продовольствием миллиардов людей в мире поставлено под угрозу.
Изменение климата и связанная с этим неразбериха в погоде и вегетационных периодах - это только один из аспектов той драматической ситуации, которая получила название продовольственный кризис. Продовольственная и сельскохозяйственная организация FAO уже давно предупреждает о сокращении производства в мире продуктов питания. Это проблема примерно с 1990 года выпала из поля зрения большого количества наблюдателей, поскольку голод и недоедание потеряли свою остроту. Однако потом до лета 2008 года цены на зерновые стали расти рекордными темпами. Сегодня все большее количество людей не могут себе позволить купить рис, кукурузу или другие основные продукты питания. На Гаити, в Бангладеш, Мексике, Египте и в еще пятидесяти странах недовольство людей по этому поводу приводило к серьезным беспорядкам. В последнее время цены на продовольствие несколько снизились. Однако прогнозы FAO укрепляют во мнении тех, кто считает, что сегодняшняя ситуации - это только затишье перед бурей. Времена всемирного изобилия продовольствия окончательно прошли. В настоящее время население Земли составляет примерно 6,7 миллиарда, и 923 миллиона жителей нашей планеты голодают. К 2050 году население земного шара увеличится до 9,2 миллиарда, а число очень бедных и голодающих достигнет трех миллиардов. По данным FAO, урожаи пшеницы, риса, кукурузы, картофеля и других основных продуктов питания к 2050 году должны увеличатся в два раза, чтобы обеспечить продовольствием растущее население Земли. Для этого, как предупреждает FAO, потребуется вторая зеленая революция, поскольку увеличение урожая должно быть достигнуто при постоянно ухудшающихся условиях. Нужны технические культуры, способные переносить засуху или затопления, они должны быть неприхотливыми, но одновременно давать большие урожаи. По подсчетам специалистов в области сельского хозяйства, имеющиеся в настоящее время возможности достаточны только для того, чтобы прокормить около девяти миллиардов людей. Однако накрывать столы надо будет для этого по-другому, так как в рационе будет очень мало мясных продуктов. А если бы уровень потребления у всех был как у европейцев, то для обеспечения такого объема продовольствия потребовались бы три таких планеты как Земля.
В первую очередь жители индустриально развитых стран должны изменить свои привычки в сфере питания для того, чтобы смягчить последствия кризиса. Но на деле все выглядит скорее наоборот. С ростом благосостояния в таких странах с переходной экономикой, как Индия или Бразилия, растут и запросы - люди подстраиваются под западные стандарты питания. В Китае к 2020 году потребление мяса в сравнении с уровнем 1995 года возрастет в два раза. Спрос на рис - важнейший продовольственный продукт страны - до последнего времени почти не вырос. По прогнозам FAO, мировая потребность в мясе к 2050 году удвоится. Мясо дорого, и его производство также сопряжено с большими затратами. Уже сегодня около 40 процентов зерновых идет на производство кормов для животноводства. Однако эти корма животные используют не эффективно. Корове, например, требуется семь килограммов зерна для того, чтобы дать прибавку в один килограмм. Для производства одной тонны белка из гороха крестьянин должен затратить 1,3 гектара пашни и 185 кубических метров воды. Для получение такого же количества белка из свинины требуется более значительные расходы - для этого нужно скормить 125 свиньям приблизительно 50 тонн растительного корма, и для этого потребуется 11 421 кубометр воды и 12,4 гектара пашни.
Растущее население нуждается не только в большем количестве продуктов питания, но и в большем количестве территории. Города разрастаются, увеличивая свои площади за счет пригодных для ведения сельского хозяйства земель. Сельскохозяйственные земли теряются также из-за их чрезмерного использования, эрозии, а также дополнительного строительства. Остающиеся земли часто бывают истощенными по причине их интенсивного использования. Даже увеличение применяемых удобрений и пестицидов в большинстве районов не повышает урожайность. В 1960 году на одного жителя планеты приходилось 4 300 квадратных метров обрабатываемой земли, в 2005 площадь сократилась до 2 300, а к 2030 году останется только 1 800 квадратных метров. Энергетический кризис только усугубляет эту проблему. Около десяти процентов производимой в мире кукурузы идет на производство биотоплива, а не на производство продуктов питания. Помимо этого, голод возникает и по причине проблем с региональным распределением. 'Аргентина сжигает свои зерновые излишки, в Америке дело доходит до того, что зерно гниет на элеваторах, в Канаде излишки зерна составляют более двух миллионов тонн - а в России миллионы умирают от голода'. Так оценивал ситуацию в 1921 году будущий лауреат Нобелевской премии мира Фритьоф Нансен. С того времени ситуация практически не изменилась, и это не внушает больших надежд.