Президент России - сам или через назначенных им лиц - это и есть те уста, которыми должна говорить русская цивилизация. Сейчас это только-только начало получаться. Ее речь из уст российского президента пока совсем детская и часто бессмысленная. Но главное - не стесняться и продолжать говорить. Тогда обязательно научишься. А предлагающим свои услуги, чтобы поговорить вместо тебя, надо вежливо, но твердо отказывать.
То, что РПЦ при новом Патриархе значительно усилила свою активность на международной арене, особенно в СНГ, наблюдатели отметили уже давно. Возможно, это объясняется тем, что Кирилл до избрания Патриархом почти 20 лет возглавлял Отдел внешних церковных связей. Но в любом случае с приходом этого чрезвычайно энергичного предстоятеля РПЦ явно взяла курс на усиление своего влияния как внутри России, так и за рубежом. Причем, Патриарх Кирилл менее всего похож на далекого от мирских проблем пастыря - он скорее публичный политик, который активно вступает в споры и дискуссии, высказывается на острые политические темы, примером чего может служить его недавний многодневный визит на Украину.
Итоги визита Патриарха Кирилла в соседнюю братскую страну комментирует епископ Григорий (Лурье). Материал опубликован на портале Credo.ru.
Патриарх Кирилл: православная личина российской внешней политики
Публичная политика имеет в себе многое от романа. Как и в хорошем романе, сюжет в ней - не самое главное. Главное - пробуждаемые ею чувства и настроения. Поэтому и в политике нужно отдельно анализировать сюжет, и отдельно - что же именно хотел всем этим сказать автор.
Официально заявленный сюжет пастырского визита в Украину был прост: Патриарх едет посетить свою паству. Для наиболее подготовленной части аудитории этот сюжет читался как укрепление связей украинских православных с московским центром и противостояние идее украинской автокефальной поместной Церкви.
Но то был сюжет романа, а вовсе не его настоящее содержание - не то, ради чего он был написан. Патриарх Кирилл прекрасно понимал, что ничего конкретного, способного хотя бы замедлить процесс отделения УПЦ МП от московского центра, он сделать не сможет. Он, надо полагать, прекрасно понимал и другое: любое напоминание о проблеме автокефалии, а особенно такое резкое, как патриарший визит, только способствует поляризации и активизации соответствующих политических сил. При существующих тенденциях, когда стремление к автокефалии неуклонно усиливается, а социальная база сторонников единства УПЦ МП с Москвой тает, это означает лишь приближение неизбежного момента отделения украинской части РПЦ МП. У профессиональных церковных чиновников чутье к подобным вещам доведено до автоматизма. Покойный предшественник Патриарха Кирилла предпочитал не появляться на украинской земле, и его последний, предсмертный, визит летом 2008 года был вынужденным под сильным давлением светских политиков. Но и тут он упирался до последнего. Невозможно предположить, чтобы Патриарх Кирилл не учитывал всех этих обстоятельств. Но, в то же время, точно известно, что никакого светского политического давления в этот раз на него не было: его поездка на Украину - это его собственное и вполне свободное решение.
Так о чем же наш роман? Чего хотел добиться Патриарх Кирилл на Украине, если даже готов был рискнуть ускорением процесса потери для его церковной организации УПЦ МП?
Ответ был очевиден заранее и тем более стал очевиден после выступлений Патриарха Кирилла в ходе украинской поездки. Это была попытка предъявить себя в качестве нового инструмента российской внешней политики. Попытка рекламы самого себя в качестве православной маски, которой могла бы в необходимых случаях пользоваться российская светская власть.
Мы не будем анализировать светскую политическую риторику выступлений Патриарха Кирилла - это сделано уже и без нас. Надо отдать ему должное: он старался. Он избегал - хотя бы в некоторых случаях - российских идеологических штампов и пытался положительно осмыслить новые украинские политические символы (прежде всего, в выступлении около памятника жертвам Голодомора). При всей скромности их масштабов, эти попытки построения альтернативной российскому официозу российской же политической фразеологии нужно отметить как явление положительное и постараться их развивать дальше. Но сейчас важнее всего, подводя итоги политическому визиту церковного лидера, провести работу над ошибками.
Нужны ли на самом деле России политические услуги РПЦ МП и ее Патриарха? И, если да (а мой ответ - именно однозначное "да"), то в каком качестве?
На этот вопрос может быть дан наивный и "прекраснодушный" ответ: российский Патриарх может, в своем лице и в лице своей Церкви, представить Россию как носительницу подлинных моральных и религиозных ценностей, во имя приобщения к которым можно потерпеть даже неудобства, неизбежные при слишком тесном общении с российской государственностью. Кажется, в таком, примерно, духе пока что думает президент Медведев (а его старший и куда более опытный даже и в церковных делах соратник Путин, похоже, смотрит на эти безобидные эксперименты со стороны и дает возможность Медведеву набраться опыта).
Но этот ответ всегда будет неправильным: и сейчас в Украине, и всегда в России, и где бы то ни было еще. Государственная Церковь не может иметь неформального авторитета, да и не хочет его иметь - иначе она перестанет быть государственной. Ее авторитет - это авторитет государства. Она может либо использовать его в государственных целях, либо злоупотреблять им для целей корпоративных.
Те или иные конкретные ошибки лидеров государственной Церкви при попытках заявить о каком-то своем особенном, негосударственном моральном авторитете могут быть разными, но их не может не быть. Конечно, менее амбициозный, чем Кирилл, Патриарх РПЦ МП не поехал бы в Украину вовсе, а другой, может быть, поехал бы, но во время проповеди против безудержного потребления выдал бы себя не часами бизнесмена из-под рукава рясы, а, допустим, массивными золотыми "бусами" из-под цепочки с панагией. Но от перестановки номенклатурных слагаемых бюрократическая сумма не меняется.
Государство должно это понять. А, поняв, перестать стесняться самого себя.
У российского государства, несмотря на тяжелую постсоветскую историю, тоже есть, какой-никакой, моральный авторитет, и в последние годы он значительно вырос. Он есть и в Украине. В тех областях Украины, где этот авторитет российского государства велик - абсолютно светский авторитет, надо сказать, - любого представителя Москвы примут прекрасно. Принимали и Патриарха Кирилла. Но в таких областях российскому государству и не требуется помощь РПЦ МП.
Реальной задачей Кирилла было доказать дееспособность РПЦ МП в той части украинской аудитории, где московских чиновников слушать не хотят, но, в то же время, еще не потеряли способность слушать кого бы то ни было. И вот здесь "момент истины" наступил в Ровно.
В Ровно те самые люди, которые специально собрались, чтобы протестовать против Патриарха Кирилла, без всякого протеста приняли главу УПЦ МП митрополита Киевского Владимира. Этим они ясно дали понять, что протесты против Кирилла никак не связаны с его религиозной принадлежностью, которая у него одинаковая с митрополитом Владимиром. Это были протесты только против политика - пусть и политика в овечьей шкуре, то есть рясе.
Есть очень серьезные основания опасаться, что протесты против российской политики в лице Патриарха Кирилла были куда более сильными, чем могли бы быть протесты против российской политики в ее обычном светском измерении.
Различие между президентом Медведевым и Патриархом Кириллом состоит, между прочим, еще и в том, что Медведев может быть искренним в своих политических заявлениях, а Кирилл - нет. Кирилл обязательно будет их маскировать церковной лексикой, фразеологией и правильно поставленными интонациями задушевности.
Российской политике этого не нужно. Российской политике не нужна православная личина, то есть маска. Российская политика - пусть и далеко не красавица, но она и не настолько безобразна, чтобы стесняться показывать собственное лицо.
Российской политике нужно самой научиться мыслить ценностями (а не "интересами") и научиться об этих ценностях говорить устами своих собственных деятелей, не нанимая плохих актеров. И даже не нанимая хороших актеров. Медведеву не надо стесняться самого себя. Ощущение собственного недостоинства для российского президента крайне полезно и совершенно уместно, но на его фоне надо помнить о достоинстве России как великой державы, у которой есть многовековые ценности. Когда Россия бывала им верна, она не нуждалась в пиаре, а когда отступала, никакой пиар ее не спасал. Президент России - сам или через назначенных им лиц - это и есть те уста, которыми должна говорить русская цивилизация. Сейчас это только-только начало получаться. Ее речь из уст российского президента пока совсем детская и часто бессмысленная. Но главное - не стесняться и продолжать говорить. Тогда обязательно научишься. А предлагающим свои услуги, чтобы поговорить вместо тебя, надо вежливо, но твердо отказывать.
И какое же тогда должно быть место у РПЦ МП в российской внешней политике? Тут не надо изобретать велосипед. Место государственной Церкви может быть только одно: в качестве одного из государственных учреждений, существующих для решения различных технических задач, но отнюдь не для выработки самостоятельной стратегии. Под прямым государственным руководством дело для РПЦ МП найдется. И многие ее деятели проявят себя в качестве прекрасных граждан в лучшем смысле этого слова. Но если оставлять чиновников без государственного руководства, то с ними всегда происходит одно и то же: они начинают работать сами на себя и, в конечном счете, против всех.
Нынешняя украинская инициатива Патриарха Кирилла - это очень похвальная попытка показать себя в качестве полезного инструмента российской внешней политики. Это так и есть: он и инструмент, и полезный. Но любой инструмент бывает полезен только в руках опытного хозяина. А пока получилось, что качественный молоток вырвался из рук и ударил хозяина по пальцу.
***
Не менее интересным оказался и завершившийся только что визит Патриарха Кирилла на русский север. Воспользуемся материалами, опубликованными агентством 'Интерфакс' и воспроизведем самые главные, на наш взгляд, моменты этого визита.
24 августа Патриарх Московский и всея Руси Кирилл осмотрел ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Дмитрий Донской" на территории Северного машиностроительного предприятия в Северодвинске Архангельской области. Он поднялся на открытую палубу крейсера под звуки военного марша, исполняемого оркестром моряков Северного флота. Экипаж подлодки приветствовал его дружным возгласом "Здравия желаем, Ваше Святейшество!" Обращаясь к морякам, Патриарх сказал: 'Для меня большая честь и искренняя радость встретиться с вами на палубе этого замечательного корабля, с реальным функционированием которого связаны очень большие надежды нашей страны по обеспечению ее обороноспособности и безопасности в XXI веке'. Он отметил, что от труда и преданности Родине моряков-подводников "зависит не только статус России как великой державы, но и ее мирное, спокойное и благополучное будущее". По словам Патриарха, для каждого военного, часто вынужденного сталкиваться с экстремальными ситуациями, важны не только физическая сила и выдержка, но и "сила духа, которая сильнее силы металла, оружия и даже силы человеческого разума". Русская церковь, как отметил предстоятель, традиционно придавала и будет придавать особое значение взаимодействию с Вооруженными силами. Патриарх подарил экипажу атомного подводного крейсера большую икону Божией Матери, пожелав, чтобы она "хранила всех, кто отдает свою жизнь во славу Отечества".
Кирилл в минувшую субботу вечером совершил богослужение в Никольском соборе бывшего Николо-Корельского монастыря на территории Северного машиностроительного завода в Северодвинске. В заводском дворе собралось около тысячи жителей Северодвинска и рабочих "Севмаша", которые могли наблюдать за ходом богослужения на большом мониторе, установленном перед входом в храм. Здесь же, в палатках, вместе с иконами все желающие могли приобрести портреты патриарха Кирилла в память о его посещении Северодвинска. После богослужения патриарх обратился с приветствием к севмашевцам с крыльца собора. Он назвал особо примечательным тот факт, что в сложные 1930-е годы, "когда повсюду храмы осквернялись и закрывались, здесь был заложен завод, который стал щитом нашего Отечества, от деятельности которого во многом зависит свободное и независимое существование России". В память о своем посещении "Севмаша" он подарил заводчанам большую икону Спасителя и пожелал им "сделать веру фундаментом своей жизни".
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл убежден, что обеспечение обороноспособности России должно подкрепляться защитой православных ценностей в обществе. "Не надо стыдиться ходить в храмы, учить православию своих детей. Тогда нам будет что защищать своими ракетоносцами", - сказал патриарх на встрече с корабелами Северного машиностроительного предприятия в Северодвинске. По его словам, Россия сегодня действительно стала рыночным государством, "но как важно при этом не стать рыночниками в душе!". "Философия жизни по голосу инстинкта, стремление все мерить на деньги может разрушить страну даже при условии самого надежного ядерного щита", - сказал патриарх, отметив, что Советский Союз "был разрушен без единого выстрела". "И ни одна ракета из ваших ракетоносцев при этом выпущена не была", - добавил патриарх, обращаясь к военным морякам. По его убеждению, "в условиях интеграции России в мировую экономику мы должны особо крепить национальное самосознание и нашу систему ценностей". "Мы не бумажный суверенитет охраняем, но суверенитет своих ценностей", - подчеркнул патриарх Кирилл.
В Никольском соборе в Северодвинске патриарх Кирилл обратился к молящимся с первосвятительским словом, посвященным пути к покаянию и восстановлению духовной традиции после десятилетий богоотступничества. В частности, предстоятель РПЦ остановился на духовном смысле повествования в Евангелии от Иоанна (21:15-17) о явлении воскресшего Спасителя апостолам и троекратного обращения Христа к Петру с вопросом: 'Симон, сын Ионы, любишь ли ты Меня?'.
- В троекратном подтверждении любви к Cпасителю Петр как бы искупает свое троекратное отречение, - сказал патриарх. - В свое время наша страна, народ наш предал Спасителя, отказался от Господа, и не только троекратно, а многократно. И вот сегодня, когда мы прошли через страшные испытания ХХ века, через междоусобные брани, через кровь, через ужасающую несправедливость, страдания [...], мы начинаем мало-помалу как народ обретать веру. Господь сегодня нас спрашивает: 'Любишь ли ты Меня?' И многие из нас уже радостно говорят: 'Да, Господи, люблю!' А Господь снова нас спрашивает: 'Любишь ли Меня?' И Он нас будет еще долго спрашивать, чтобы не только словами, но и делом мы искупили свое богоотступничество.
- Наша интеллигенция в конце XIX - начале XX века так много сделала, чтобы народ отказался от Христа, она оторвала народ от Христа, - продолжил он. - И сегодня, может быть, именно наша интеллигенция, образованные люди в первую очередь должны сказать Господу: 'Да, Господи, мы любим тебя!' Сегодня происходит нечто очень важное в жизни нашего народа. Смыкаются ранее разъединенные [...] Церковь и Вооруженные Силы; вера и знание, наука; Церковь и интеллигенция. И процесс этот очень непростой, но он начался и он идет. И результатом этого нового взаимодействия должны быть реальные, подлинные, духовные и материальные свершения нашего народа.
Патриарх также отметил, что 'мы должны становиться сильным народом, который сам в своей жизни воссоединил то, что некогда через предательство и отступничество от Бога было разделено'.
- Сегодня мы все вместе тихим голосом говорим Господу: 'Мы любим Тебя!' И в ответ на это Господь даст нам то, что он дал Петру, вернет духовное достоинство и духовную силу народу нашему и даст нам возможность идти вперед по тому пути, который предначертан всем нам, с твердым упованием на то, что Бог с нами, а значит, мы все можем. Потому что все возможно верующему, - сказал он. - И соединяя сегодня веру и знания, соединяя сегодня материальное и духовное, соединяя сегодня труд и молитву, мы действительно способны построить новую страну, которая впитала бы в себя все самое лучшее, что приходит к нам из прошлого, но была бы способна устремляться вперед, решая те сложные задачи, которые встают перед народом нашим, да и перед всем родом человеческим.
Предстоятель Русской православной церкви пожелал собравшимся 'сохранить и умножить веру'.
Планируется, что визит патриарха Кирилла в Беларусь состоится 25-28 сентября. Предстоятель Русской православной церкви намерен посетить Минскую, Полоцкую и Витебскую епархии. Предварительная программа визита включает встречи с духовенством и общественностью Беларуси, ознакомление с жизнью православных общин, а также совершение богослужений. Кроме того, Святейшему Владыке преподнесут в дар точную копию знаменитого Слуцкого Евангелия...
_____________
Визит Кирилла раскрывает опасности в отношениях Москвы и Киева ("The New York Times", США)
Вера или политика? Российский патриарх завершает визит на Украину ("Time", США)
О Патриархе замолвите слово ("Украинская правда", Украина)