Казалось бы, простое дело - продать товар с торговой маркой 'Австрия'. Однако число туристов, приезжающих в Австрию, сократилось на одну десятую, а кое-кому уже мнится, что на родине Моцарта и Штрауса не все так ладно, как в прежние времена.
Вот отрада для глаз - Вена. Повсюду веет духом культуры: можно посетить домик Моцарта, завернуть в Хофбург, полюбоваться Бельведером, посидеть в одном из сотен уютных уличных кафе:
Но кое-кому уже страшно: не теряют ли нарядные фасады столицы и раскинувшиеся окрест зеленые холмы свою былую притягательность? Как-никак, этим летом поток туристов по всей стране сократился на десять процентов.
Одни возлагает вину на финансовый кризис. Другие же задаются вопросом: а не поискать ли причину в самой Австрии, чья репутация не так давно оказалась сильно запачканной.
Всем австрийцам приходится расхлебывать последствия антиисламских высказываний одного широко известного члена парламента, а также уголовного дела Йозефа Фрицля - того самого, который целых двадцать четыре года держал дочь взаперти в подвале собственного дома.
Тогдашний канцлер Австрии попытался было восстановить ее репутацию в глазах мира, но, видно, безуспешно.
Говорят, родине Гитлера навеки суждено быть жертвой истории.
'Всякий раз, когда кто-нибудь у нас выступает с неким реакционным, антиисламским или антисемитским заявлением, это заявление сразу же начинают раздувать, - говорит экскурсовод и историк Бригитта Тиммерман. - Учитывая наше неспокойное прошлое, нашу дружбу с нацистами, мы как были изгоями, так ими навсегда и останемся'.
В 1994 году прогремело так называемое 'дело Вальдхайма': бывший генсек ООН Курт Вальдхайм выставил свою кандидатуру на пост президента Австрии, но кто-то раскопал подробности его нацистского прошлого, и ему пришлось отступиться. В 2000 г. в стране было образовано коалиционное правительство, в которое вошла пользующаяся дурной известностью 'Партия свободы' Йорга Хайдера. В итоге страна подверглась активному дипломатическому бойкоту со стороны всех 14 членов Евросоюза.
'Я отчетливо помню, что люди снова стали называть Австрию нацистской страной; англичане даже отказывались присылать к нам своих детей, они говорили, что Австрия нацистская страна', - признается Тиммерман.
По словам других, эти два инцидента, конечно, нанесли вред репутации страны, но они же помогли ей примириться с собственной историей.
'Австрия впервые вгляделась в свое прошлое и осознала вину за участие во Второй мировой войне. Началось открытое обсуждение, которое в какой-то степени помогло расчистить завалы прошлого', - говорит глава Австрийского торгового общества Вольфганг Бахмайер.
Но, разделавшись с демонами истории, австрийцы обязаны уделить внимание будущему. Британский специалист по торговым маркам Уолли Олинз считает, что у Австрии отсутствует собственное лицо.
'Одни думают, что она подчиняется Германии, другие путают с Швейцарией, а большинство, если и задаются такими вопросами, то просто не знают что им подумать', - говорит Олинз.
Великий австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд как-то высказал мысль о существовании механизма подавления вины. Наверно, это наблюдение можно применить и к целому народу, когда тот пытается разобраться в собственном прошлом. В любом случае, Австрии просто необходимо придумать себе более современный образ, если она не хочет, чтобы за нее это сделали другие.