Читая последнюю четверть (или около того) статьи "Гордость и сила", я испытал скептические чувства, которые постепенно переросли в отвращение.
В статье говорилось, что мы правильно требуем, чтобы Россия относилась к своим бывшим колониальным владениям как к независимым государствам; что нам учитывать то, с какой осторожностью Россия относится к приближению западных военных к своим границам; автор правильно критиковал Россию за прошлогоднее нападение на Грузию; наконец, русские не знают, кто они такие, а значит, надо попытаться превратить их в нас, и тогда, может быть, они повзрослеют и станут нормальными.
И вот таким образом предлагается решать проблемы вроде нападения на Грузию? И это - методика взаимодействия с Россией, предлагаемая преподавателем из Гарварда? А сколько грузинам придется ждать, пока эта стратегия принесет плоды? Если на незрелые, лживые и ошибочные действия отвечать прощением и поиском компромисса, то подобный взгляд на мир лишь распространится еще больше.
Рон Мур, Дейтон (штат Огайо)
Автор статьи ругает вице-президента Джо Байдена за откровенные слова о России. Автор статьи ругает нашего вице-президента за его острые замечания, дескать, "такие публичные завления ведут только к унижению России". Но кажется, "великая держава" могла бы вести себя и поспокойней.
Большая часть злосчастного русского народа страдает так давно, что теперь им достаточно пары картофелин в горшке. Государственная пропаганда накачивает большинство россиян выдуманными угрозами со стороны других государств, рассказывая им о подвигах, которые совершались в прошлом во имя защиты Родины, о жертвах, которые приносились ради укрепления (и удорожания) армии. Ничего нового в этом нет, и нечего удивляться, что своими нефтедолларами российское правительство подпитывает свои растущие амбиции, которые, конечно, население встречает радостными криками.
Так что решение проблемы простое - не надо миндальничать.
Майкл Пшорр, Санта-Фе (штат Нью-Мексико)
Через несколько лет после того, как распался бывший СССР, мне выпала возможность съездить в Россию, а также в некоторые страны бывшего Организации Варшавского договора. Моей задачей стало завязывание деловых контактов. Один из забытых аспектов произошедшего - это наследие сталинизма и его доктрины взаимной экономической зависимости, которая была навязана республикам, а после распада СССР сыграла против России.
После распада Россия внезапно осознала, что ее крупнейший и наиболее современный завод по производству углеволокна уплыл из сферы ее влияния. Также была потеряна республика, занимающая одно из первых мест в мире по производству титана, а вместе с ней - значительная часть накопленного инженерно-производственного опыта. Было много и других подобных случаев. Этот период обнажил стратегические слабые места России; он также объясняет ненависть многих россиян к Михаилу Горбачеву - дело не в его экспериментах с демократией, а в том, что у него не было четкого плана действий, что привело к разрушению и утере Россией положения ведущей мировой державы.
Майкл Арванетакис, Сайпресс (штат Техас)
_________________________________________________________
Гордость и сила ("The Wall Street Journal", США)